Экологическая стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:03, реферат

Описание

Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу).

Цена формируется под влиянием спроса и предложения, а также цена выражает общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около его стоимости.

Содержание

1. Цена как экономическая и юридическая категория.
2. Система ценообразования.
3. Цены, регулируемые государством.
4. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов.
5. Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен.

Работа состоит из  1 файл

ценообразование.docx

— 60.88 Кб (Скачать документ)

Тема 9  
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Цена как  экономическая и юридическая  категория.  
2. Система ценообразования.  
3. Цены, регулируемые государством.  
4. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов.  
5. Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины цен.

1. Цена как экономическая  и юридическая  категория 

Цена как экономическая  категория выражает согласованный  покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу).

Цена формируется  под влиянием спроса и предложения, а также цена выражает общественно-необходимые  затраты на производство товара и  колеблется около его стоимости.

Цена  как юридическая категория имеет  несколько значений. Во-первых, цена является существенным условием договора. Во-вторых, при свободных ценах, и  при обязательных ценах, цена является базой для формирования налога на добавленную стоимость и акцизов. В-третьих, цена является точкой отсчета  для применения надбавок и торговых наценок. В-четвертых, уровень цены определяет рентабельность производства товаров (работ, услуг).

Необходимо различать  правовое регулирование ценообразования  и правовое регулирование цен. Первое касается процесса формирования цены с последующими надбавками. Второе - директивного установления цен при  их государственном регулировании.

В странах развитой рыночной экономики стабилизация финансовой системы и поддержание процессов  нормального функционирования рынка  осуществляются посредством целой  системы экономических рычагов, ключевое место среди которых  занимают цены.

Цены выступают  одновременно как в качестве важного  инструмента управления, так и  объекта государственного регулирования. Россия, осуществив либерализацию цен, отказавшись от того и другого, тем  самым фактически оказалась единственной страной, которая пошла по пути полного  самоустранения государства от регулируемого  воздействия на цены.

Российская Федерация  является одной из немногих стран, где  практически отсутствует комплексное  правовое регулирование ценообразования.

2. Система ценообразования 

Система ценообразования  была установлена Временным Положением о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию  производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, утвержденного по статьям  Правительством РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 55.

Виды цен 

Система ценообразования, введенная со 2 января 1992 года, основана на применении свободных (рыночных) цен  и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения.

Государственное регулирование цен и тарифов  вводится для ограниченного круга  товаров, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Все установленные  ранее нормативы рентабельности отменяются. Свободные цены - устанавливаются  соглашением взаимодействующих  сторон, они распространяются на все  товары и услуги, кроме установленного перечня и бывают двух видов:

Оптовые и отпускные  цены - они формируются по соглашению изготовителя с потребителем, включая  в себя суммы НДС и акцизов, и применяются при расчетах со всеми потребителями, кроме населения.

Розничные цены - определяются юридическими лицами, осуществляющими  продажу товаров населению. Они  состоят из отпускной цены с НДС  и торговой надбавки.

Регулируемые  цены - устанавливаются уполномоченными  органами государства или местного самоуправления на товары и услуги по установленному перечню.

Оптовые цены и  розничные цены - состоят из тех  же элементов, что и свободные, но устанавливаются уполномоченным органом.

3. Цены, регулируемые  государством 

Правовые  основы государственного регулирования  цен составляют: Федеральный закон от 10 марта 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221", "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а также Постановления правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", утвердившего три перечня государственно-регулируемых цен на продукцию:

1. Перечень продукции  производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов) на  внутреннем рынке Российской  федерации осуществляют Правительство  Российской Федерации и федеральные  органы исполнительной власти;

2. Перечень продукции  производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов) на  внутреннем рынке Российской  Федерации осуществляют органы  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. 

3. Перечень услуг  транспортных, снабженческо-сбытовых  и торговых организаций, по  которым органам исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации предоставляется право  вводить государственное регулирование  тарифов и надбавок.

4. Правовое регулирование  цен предприятий-монополистов 

Правовое регулирование  цен предприятий-монополистов создало  правовую неопределенность самого понятия "монополия": его неструктурированность по уровням (федеральному и региональному), положению в народном хозяйстве (естественная и государственная монополия), времени существования (временная монополия). Отсутствует мониторинг за возможностью устанавливать монопольно высокие (для извлечения сверхприбылей) или монопольно низкие цены (с целью ограничения конкуренции). Нет и механизма штрафных санкций за злоупотребления доминирующим положением на рынке. К тому же использование предельных уровней рентабельности, рассчитанных по отношению к себестоимости, а не ко всему капиталу (фондам), сообщает, на наш взгляд, принципиальную ущербность в некоторых подходах к ценовому регулированию монополии.

Отметим также  несовершенство критериев включения  хозяйствующих субъектов в Реестр "монополистов", приведшее к  неоправданному в ряде случаев повышению  удельного веса продукции, подпадающей  под ценовое регулирование, и  снижению качества и эффективности  регулирования.

а) правовое регулирование  цен предприятий-монополистов охватывает регулирование цен на продукцию  предприятий, включенных в Государственный  реестр Российской Федерации объединений  и предприятий-монополистов (Реестр) на основании постановления правительства  России от 11 августа 1992 г. № 576.

Объект регулирования: цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающих более 35% соответствующего рынка. На 1 октября 1993 г. в Реестр включено пять тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе на федеральном  уровне - 614, что составляет 2,5% от общего числа. Ценовому регулированию подвергается 7% объема выпускаемой продукции. Субъектами регулирования выступают ГКАП России, его территориальные органы, которые  формируют Реестр и оперативно вносят в него соответствующие изменения, а также Роскомцен, местные органы ценообразования, осуществляющие выборное регулирование и контроль за соблюдением государственной дисциплины цен.

К недостаткам, присущим этой сфере ценового регулирования, можно отнести: отсутствие законодательной  и недоработанность нормативной и методологической базы.

б) правовое регулирование  ценообразования естественных монополий  осуществляется на основании Федерального закона РФ от 19 июля 1991 г. "О естественных монополиях"; ст. 4 указанного закона к естественным монополиям относится  субъекты в следующих сферах:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также постановления Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию" (услуги естественных монополий).

5. Санкции и ответственность  за нарушение государственной  дисциплины 

Санкции и ответственность  за нарушение государственной дисциплины цен установлены документом под  названием "Порядок применения экономических  санкций за нарушение государственной  дисциплины цен" от 1 декабря 1992 г. № 01-17/030, № 3-6-05/410. В нем говорится, что Государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образований Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской федерации, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т. п.) действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами, а также что к нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:

  • завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.
  • завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
  • завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями

    по межправительственным соглашениям со странами СНГ и  другими государствами;

  • завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;
  • включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;
  • применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;
  • завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);
  • нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;
  • неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и своевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями монополистами (по продукции, включенной в Реестр предприятий-монополистов), а также другими предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности;
  • применение незарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике Цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной технике и основные комплектующие изделия;
  • применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

Правовые  аспекты ценообразования

Под ценообразованием понимают процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.

Механизм  ценообразования  в экономической  литературе раскрывается, например, через регулируемую цену (цена товара, складывающаяся на товарном рынке  при государственном  воздействии на нее  путем применения экономических и (или) директивных мер). Иными словами, в  данном случае речь идет о правовом регулировании  ценообразования, поскольку  какое-либо воздействие  на цену того или  иного товара на рынке  государство осуществляет через нормы права. При этом регулируемые государственные  цены применяются  всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Следует отметить, что в настоящее  время государственная  ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования  цен (тарифов)» и  Постановлением Правительства  РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования  цен» и др.

Государственное регулирование цен, как элемент государственного регулирования экономики, осуществляется в  сфере естественных монополий и в  отношении социально  значимых товаров  и услуг. Кроме  того, к мерам экономического (косвенного) регулирования ценообразования  принято относить льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет (должна позволить) снизить  себестоимость выпускаемой  продукции и, следовательно, уровень цен.

Политика  ценообразования  является частью экономической  и социальной политики любого государства. Для ее осуществления  органы государственного управления используют следующие рычаги:

  1. налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;
  2. научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;
  3. государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.

При этом государство  может влиять на процесс  ценообразования  тремя способами:

  1. назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;
  2. определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);
  3. устанавливать рыночные правила игры, т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

Таким образом, ценообразование  подвержено как прямому, так и косвенному регулированию со стороны государства, из чего следует, что  ценообразование  есть определенная деятельность, опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование  есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и  в какой-то степени  планированию. Данное положение позволяет  определить ценообразование  как специфический  вид отношений  с особым объектом – ценой.

В рассматриваемом  аспекте достаточно убедительным аргументом, подтверждающим функционирование цены и ценообразования  в правовом поле, является действующее  законодательство.

Статья 424 Гражданского кодекса  РФ «Цена» не дает определения  данному понятию, а указывает на то, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной  соглашением сторон. В предусмотренных  законом случаях  применяются цены (тарифы, расценки, ставки и  т.п.), устанавливаемые  или регулируемые уполномоченными  на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Обратим внимание, что указанная  статья определяет, прежде всего, особенности  современной практики ценообразования, отражающие рыночные отношения, а также роль государства  в указанной сфере. Следовательно, можно  говорить о соответствующих  функциях государства  в рыночной экономике. Если данный вопрос рассмотреть с  позиции общей  теории права, то ценообразование  есть элемент внутренней функции государства (экономической), наравне с такими, как экологическая, функция развития культуры, науки и образования. При этом, как известно, функции осуществляются в определенных формах и при помощи специальных методов.

Закон РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» определяет нормативную цену земли. В ст. 25 названного Закона нормативная  цена земли – показатель, характеризующий  стоимость участка  определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный  срок окупаемости. Порядок  определения нормативной  цены земли устанавливается  Правительством Российской Федерации.

О цене упоминается  и в ст. 103 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, где указано, что цена иска определяется:

  • по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
  • по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;
  • по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
  • по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.

В ст. 52 «Цены и ценообразование  в области культуры»  в Основах законодательства Российской Федерации  о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1) указано  на то, что цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая  цены на билеты, организации  культуры устанавливают  самостоятельно.

Статья 40 Налогового кодекса  РФ «Принципы определения  цены товаров, работ  или услуг для  целей налогообложения» также не содержит определения цены. В данной статье указано, что для целей  налогообложения  принимается цена товаров, работ или  услуг, указанная  сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что  эта цена соответствует  уровню рыночных цен.

Следует заметить, что к  разновидностям цен  законодатель относит  тарифы, расценки, ставки. Этим обстоятельством  подтверждается распространение  категории «цена» и на различные  сферы деятельности хозяйствующих субъектов.

Цена, по мнению цивилистов, как правовая категория  представляет собой  окончательно определенное сторонами условие  договора, характеризующее  в денежном выражении  ценность и стоимость  объекта гражданских  прав. Цена обладает сложной объективно-субъективной природой и формируется  в результате взаимодействия ценности и стоимости. Ценность, участвуя в ценообразовании, воплощает в себе потребительскую  сторону цены, в  то время как стоимость  – производственную. Таким образом, раскрытие  содержания ценообразования  и цены в определенном смысле необходимо связать с их субъективной природой, а именно с психологией конкретного субъекта, в частности, потребителя. Однако в рамках государственного регулирования ценообразования не всегда учитываются интересы потребителя, о чем свидетельствуют, например, изменения ставки транспортного налога, тарифов ЖКХ и др.

Цена  – объект правоотношения. В одних случаях  это элемент договора, условие реализации соглашения сторон договора. В других – объект публичных правоотношений (правоотношений типа «власть и  подчинение»). Следовательно, акцентировать внимание исключительно на гражданско-правовом аспекте функционирования цены является недостаточным.

Цена  является также категорией финансового права. Так, например, актуальность проблемы определения  цены, ее разновидности  – ставки в системе  регулирования ценообразования  государством наполняется  новым содержанием  в механизме установления налоговой ставки как обязательного  элемента налога. Особенности  установления налоговой  ставки отражаются в  высказывании французского просветителя и философа Ш. Монтескье: «Ничто не требует столько  мудрости и ума, как  определение той  части, которую у  подданных забирают, и той, которую  оставляют им».

П.М. Годме справедливо подчеркивал, что налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объекта обложения, размер обложения, все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки. Налоги и сборы, а также иные фискальные платежи воздействуют на финансовую политику хозяйствующих субъектов, тем самым отражаются в цене производимых товаров. Так, на уровень цен особенно сильно воздействуют налог на добавленную стоимость и акцизы.

Анализ  экономической литературы указывает на то, что любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости  от вида цены состав элементов может  меняться, пишет В.Е. Есипова в своем  учебнике «Цены и  ценообразование».

Одним из основных элементов  цены является себестоимость. В целом определение  себестоимости сводится к тому, что себестоимость  – это выраженные в денежной форме  затраты на производство и реализацию продукции. Уровень цены, а  также регламентация  состава затрат, включаемого  в себестоимость, регулируется следующими нормативными актами: Приказом Минэкономики РФ от 01.10.1997г. №118 «Об  утверждении Методических рекомендаций по реформе  предприятий (организаций)»; нормативными актами, регулирующими механизм отраслевых затрат по производству и реализации работ и услуг, например, Постановлением Правительства РФ от 29.06.1993г. №513 «Об изменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) акционерных обществ энергетики и электрификации», Отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса (утв. Минэкономики России 19.10.1994), Приказом ГКФТ РФ от 08.06.1998г. №210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью» и многие др.

Прибыль также является важнейшим  элементом цены. Прибыль  – это форма  дохода, полученного  после того, как  товар будет реализован по установленной  цене. После уплаты налогов в распоряжении хозяйствующего субъекта остается чистая прибыль. При фиксированных  ценах размер реализуемой  прибыли зависит  от динамики себестоимости. Именно в этой связи  с себестоимостью прибыль характеризует  экономическую эффективность  производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и  государственного бюджета.

На  уровень цены определенное влияние оказывают  посредники (хозяйствующие  субъекты, занимающиеся торгово-закупочными, посредническими, заготовительными и иными услугами), что обусловливает  в структуре цены наличие наценок, надбавок, в некоторых  случаях скидок.

Особое  место в составе  цены занимают налоги. Как известно, налоги являются основным источником формирования государственной  казны. Указанным  обстоятельством  опосредована связь  цены-ценообразования  с государством. Правовая форма данной связи  позволяет в ценообразовании  выделить еще один аспект: императивный, поскольку государство  самостоятельно организует, устанавливает и регулирует механизм налогообложения в стране.

Содержание  ценообразования  проявляется в  его функциях, которые, в свою очередь, тесно  взаимосвязаны с  функциями цены. В  экономической литературе выделяют следующие  функции цены:

  1. измерительную. Как пишут экономисты, благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар;
  2. соизмерительную функцию, которая позволяет сопоставить ценности разных товаров;
  3. учетную функцию, с помощью которой исчисляются все стоимостные показатели;
  4. информационную функцию, которая позволяет реализовать процесс прогнозирования, планирования, анализа и принятия рациональных и эффективных решений;
  5. стимулирующую функцию. С одной стороны, цена поощряет производителя тем, что от нее (цены) зависит прибыль. Сдерживающее воздействие цены сказывается на выпуске и потреблении отдельных товаров (услуг);
  6. перераспределительную функцию. Данная функция означает, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, различными социальными группами населения.

Особое  место, определяющее сущность ценообразования, должно отводиться, на наш взгляд, контрольной функции ценообразования. Данная функция наиболее полно отражает влияние государственного воздействия на цены, что особенно ярко демонстрирует правовую форму регулирования ценообразования.

На  ценообразование  воздействует большое  количество различных  факторов. Ценообразование, с одной стороны, является «зеркалом», отражающим состояние  экономики в стране, с другой стороны  – наглядно показывает роль государства  и степень его  участия в регулировании  ценообразования, что, несомненно, свидетельствует  о важном значении права в системе функционирования цен.

Автор: Н.А.Саттарова, Д. ю. н., профессор, завкафедрой финансового права Института экономики, управления

Информация о работе Экологическая стандартизация