Государственное (конституционное) право Российской Федерации - отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексное обоснование ведущей роли конституционного права как отрасли российского права.
Выше обозначенная цель предопределила выдвижение следующих задач: 1) определить понятие и выявить сущность конституционного права Российской Федерации как отрасли российского права; 2) проанализировать специфику конституционного права Российской Федерации как ведущей отрасли права; 3) сделать собственные выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА 5
1.1. Сущность природы конституционного права 5
1.2. Определение понятия «конституционное право»: плюрализм мнений 8
1.3. Понятие конституционного права как отрасли права 13
1.4. Место конституционного права РФ в системе национального права 16
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВЕДУЩЕЙ ОТРАСЛИ ПРАВА 20
2.1. Предмет и метод конституционного права как отрасли права 20
2.2. Система отрасли конституционного права Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕние

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая (Екатерине).doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

    - по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;

    - по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

    - по степени конкретной направленности конституционно-правовою регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других – конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

    - по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других – ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, , конкретное выражение их правообязанностей;

    - по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других – конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

    - по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других – преобладающая часть  норм выражена в текущем законодательстве;

    - по видовому характеру норм соответствующего конституционно- правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других – нормы конкретного регулирующего действия;

    - по степени и масштабам включенности других отраслей права в  реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

    - по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего  назначения отрасли конституционного права правовое регулирование  каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной дествительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

    - по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтамиФункции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

    - по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинедо совокупное действие всех норм данного института.

    Указанные специфические особенности в  своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

    Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе. В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

    Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

    На  следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового  статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

    Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

    При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы–о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают. 

    Система отрасли конституционного права  предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции – категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

    Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции – лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

    Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции  отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга .субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

    Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы Конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

    И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

    На  каком-то этапе конституция и  отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.

    Обобщая все вышеизложенное в данной главе, можно сделать следующие выводы:

    1. Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений: а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства); б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти). В частности: общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ; общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами; общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина; общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ; общественные отношения в сфере местного самоуправления;

    2. Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности: всеобщность  общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права; общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством; общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности); исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества; нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах;

    3. Предмет конституционного права и предмет российского (национального) права не совпадают, не являются тождественными и равновеликими. Более того, если сравнивать их по кругу регулируемых нормами права общественных отношений, то необходимо признать, что предмет конституционного права является лишь частью предмета всего российского права;

    4. Метод конституционного права как отрасли российского права – это совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства;

    5. Система методов конституционного права как отрасли такова: императивные методы: метод запрета (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ); метод обязывания (ст. 58 Конституции РФ); метод субординации (ст. 83 Конституции РФ); диспозитивные методы: метод дозволение (ст. 73 Конституция РФ). Как мы видим, в отличие от отраслей частного права, где используется как правило частноправовой метод регулирования, в конституционном праве доминирует императивный (повелительный) метод регулирования;

    6. Система конституционного права как отрасли российского права – это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права;

    7. В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) систему государственной власти и систему местного самоуправления. Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру;

    8. Таким образом, можно сделать следующий вывод: конституционное (государственное) право России — это ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

Информация о работе Государственное (конституционное) право Российской Федерации - отрасль российского права