Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:23, реферат
В Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты и подотрасли. Институты – это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права – более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая нескольно институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они и производны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогового права они стали занимать более заметное место в системе финансовых правоотношений.
Финансовое охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением финансово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.
К финансовым охранительным правоотношениям относятся и те, которые возникают в связи с налоговым правонарушением, предусмотренным в гл. 16 НК РФ. Кроме того, к охранительным финансовым правоотношениям следует отнести правоотношения, возникающие в связи:
а) с невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
б) с неперечислением либо несвоевременным перечислением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 290, 291 БК РФ);
в) нарушением порядка ведения кассовых операций и некоторых других.
Соответственно, все остальные правоотношения, возникающие на основе норм финансового права, являются регулятивными[12].
По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальныесоответственно на основе процессуальных финансово-правовых норм. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.
К материальным финансовым правоотношениям относятся и правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового органа – требовать его уплаты; право предприятия обращаться к финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д.
   К 
процессуальным финансовым правоотношениям 
относятся следующие: правоотношения 
по бюджетному процессу; правоотношения, 
возникающие в ходе производства 
по делам о налоговых нарушениях; 
Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних.
Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права[13].
По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения:
а) бюджетные;
б) налоговые;
в) по государственному (муниципальному) финансовому контролю;
   г) 
финансам государственных и 
д) неналоговым доходам;
е) государственному внутреннему долгу;
ж) сметно-бюджетному финансированию;
з) государственному внебюджетному финансированию;
и) государственному страхованию;
   к) 
денежному обращению и 
л) валютному регулированию.
Финансовые правоотношения могут быть также подразделены на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта. Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция – налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.
К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения: по уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; по бюджетному и внебюджетному финансированию; по уплате неналоговых платежей и др.
К неимущественным финансовым правоотношениям относятся отношения: по бюджетному процессу; по государственному финансовому контролю; по установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.
Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые финансовые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей[14].
В последние годы в финансовом праве стало появляться всё больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении инвестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджетного кредита и т.д. Однако договорная форма финансовых правоотношений не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Правительство РФ, предоставляя бюджетные кредиты, а также налоговый орган, предоставляя налоговый кредит, реализуют свою компетенцию, а предприятия, получающие эти кредиты, реализуют правоспособность иного рода. Как результат этого Правительство РФ, налоговый орган и т.п. всегда принимают управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту бюджетного кредита.
Договор 
– это лишь своего рода разъяснение 
к такому решению. Здесь финансовый 
орган лишь несколько конкретизирует 
обязанность организации в 
Горизонтальные финансовые правоотношения – явление достаточно редкое. Это, например, отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора об инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).
Важно 
различать такие понятия, как 
стороны финансового 
[1] Карасёва М.В. Финансовое право : учебник – М. : Юрист, 2002. – С. 53.
[2] Финансовое право : учебник / О.Н. Горбунова [и др.] ; отв. ред. Е.Ю. Грачёва, Г.П. Толстопятенко. – М. : ТК Велби, 2004. – С. 26–30.
[3] Собрание законодательства Хабаровского края. – 2005. – № 11 (40).
[4] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 31. – Ст. 3696.
[5] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 49. – Ст. 4703.
[6] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 26. – Ст. 2568.
[7] Карасева М.В. Финансовое право. – М., 1999. – С. 64.
[8] Карасева М.В. Финансовое 
право Российской Федерации : учебник – 
М., 2002. –  
С. 122–123.
[9] Грачёва Е.Ю., Соколова 
Э.Д. Финансовое право : учеб. пособие. – 
М., 2000. –  
С. 26–29.
[10] Финансовое право : учебник / О.Н. Горбунова [и др.] ; отв. ред. Е.Ю. Грачёва, Г.П. Толстопятенко. – М. : ТК Велби, 2004. – С. 34–35.
[11] Карасева М.В. Деньги – объект имущественных финансовых правоотношений // Государство и право. – № 1. – 2007 – С. 46.
[12] Карасева М.В. Финансовое 
право Российской Федерации : учебник 
– М., 2002.  
– С. 136–138.
[13] Карасева М.В. Право собственности на бюджетные средства // Финансы. – № 6. – 2007. – С. 12–16
[14] Карасева М.В. Финансовое 
право Российской Федерации : учебник 
– М., 2002. –  
С. 140–146.