Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание

Финансово-правовая ответственность есть применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера (штраф, пеня).

Финансовое правонарушение – это виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность.

Содержание

Введение.

Глава I. Общие положения налоговой ответственности.

1. Понятие налоговой ответственности.
2. Виды налоговых правонарушений.
3. Субъекты налоговой ответственности.
4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.

Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.

Споры, связанные с применением налогового законодательства.
Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
2.Споры с участием граждан-предпринимателей.
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.

1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.
2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Финансово-правовая отв-ть за налоговые правонарушения.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

     Это специальные требования к учету  налогоплательщиков, к открытию банковских счетов, ограничение в использовании  наличных денег, запрет на совершение определенных юридически значимых действий до уплаты налога, установление обязанности представлять косвенную декларацию о доходах и т.п.

     Выполнение  различными лицами этих обязанностей также должно обеспечиваться мерами ответственности.

     Из  предусмотренных НК РФ составов правонарушений к указанной группе можно отнести следующие:

     - нарушение налогоплательщиком и должностным лицом организации-налогоплательщика установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;

     - уклонение от постановки на  учет в налоговом органе, то есть ведение организацией или предпринимателем деятельности без постановки на налоговый учет;

     - нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

     3. Правонарушения против исполнения доходной части бюджетов.

     Поступления средств в бюджеты зависят не только от выполнения обязанностей налогоплательщиками. Существуют и другие лица, которые принимают непосредственное участие в процессе начисления, сбора и перечисления в бюджет налогов. Это, прежде всего, налоговые агенты, а также юридические лица, ведущие кассовое исполнение доходной части бюджетов (банки). Как показывает практика, далеко не всегда эти участники налоговых отношений строго придерживаются требований законодательства. Допускаемые ими правонарушения достаточно серьезны и требуют установления специальных мер ответственности.

     Налоговые органы выявили многочисленные факты  задержки банками исполнения платежных  поручений на уплату налогов предприятий  и граждан. Соответствующие суммы  списывались банками со счетов налогоплательщиков, но не перечислялись на бюджетные счета, а использовались в качестве кредитных ресурсов. Так же некоторые банки поступали и с платежными требованиями налоговых органов о списании в бесспорном порядке со счета налогоплательщика сумм недоимок. Такая практика, безусловно, незаконна.

     НК  РФ установил ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных Кодексом на банки (ст.86). О важности установления такой ответственности свидетельствует  тот факт, что указанные вопросы  выделены в отдельную главу Кодекса (гл.18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»).

      4. Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности.

     Ст.120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, других объектов налогообложения. Под таким нарушением Кодекс понимает отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или отсутствие регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщиков.

     То  есть, использованное в НК РФ понятие  «грубое нарушение правил учета» объемлет как нарушение порядка  организации бухгалтерского учета (отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета проводимых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета), так и нарушение порядка ведения учета (нарушение правил отражения хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах), нарушение порядка обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета (невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по документированию хозяйственных операций и хранению бухгалтерских документов), нарушение порядка составления отчетности.

     Размер  санкций за эти правонарушения зависит  от повторяемости деяний и их последствий.

     5. Правонарушения против обязанности по уплате налогов.

     Основная обязанность налогоплательщика – полная и своевременная уплата налогов. Способы уклонения от уплаты налогов различны и по отношению к каждому конкретному налогу специфичны.

     Уклонения от уплаты налогов - наиболее часто встречающаяся и наиболее опасная группа налоговых правонарушений. Суть этих правонарушений состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств перед бюджетом. Общественная опасность уклонения от налогообложения, однако, не сводится только к недополучению бюджетом средств и росту его дефицита. Уклонение от налогообложения подрывает основы рыночной конкуренции, ставит недоимщика в более выгодное положение по сравнению с добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, недоплата налога одним лицом компенсируется другими налогоплательщиками: государству приходится увеличивать ставки или прибегать к новым видам налогообложения.

     Существуют  различные причины, побуждающие  налогоплательщика уклониться от налога.

     Так, выделяются моральные, политические, экономические  и технические причины.

     Ослаблению  моральных критериев в отношениях налогоплательщика и государства нередко способствует сам законодатель. Налоговые законы не всегда соответствуют основным принципам законодательства – всеобщности, постоянству и беспристрастности, что снижает их престиж и авторитет. Кроме того, в случае установления высокой ставки налога налогоплательщик воспринимает ее как выражение подавления и считает себя вправе ей сопротивляться. Эти обстоятельства приводят к тому, что «для многих украсть у казны не значит украсть».

     Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит социальную и экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, уклонением от уплаты налогов оказывают определенное противодействие намерениям государства.

     Экономические стимулы уклонения от налогообложения, как правило, являются определяющими. Налогоплательщик сравнивает экономические последствия уплаты налога и применения санкций. Естественно, чем выше ставка налога и меньше размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения.

       И, наконец, технические причины уклонения от налогообложения связаны прежде всего с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии проконтролировать каждую хозяйственную операцию, проверить достоверность каждого бухгалтерского документа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  литературы: 
 
 
 
 

       1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. – М.: 2004. 

       2. Гражданский кодекс Российской  Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 года//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».  

       3. Налоговый кодекс РФ, часть первая, № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года//Справочно-правовая  система «Консультант Плюс». 

       4. Письмо Министерства по налогам и сборам РФ от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 (с изменениями от 12 мая 2004 г.)//Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 

       5. Брызгалин А.В. Комментарий основных положений Налогового кодекса РФ (Часть 1)//Хозяйство и право. 1999. № 9.  

       6. Брызгалин А.В. Налоговая ответственность: штрафы, пени, недоимки. – Екатеринбург, 1998.  

       7. Крохина Ю.А. Налоговое право  России. – М.: Издательство «НОРМА», 2005. 

       8. Мудрых В.С. Налоговая ответственность.  – М.: Издательство «Норма», 2004. 

       9. Пепеляев С.Г. Налоги: реформы  и практика. – М.: Издательство «Статут», 2005. 

       10. Пепеляев С.Г. Налоговое право.  – М.: Издательство «Юристъ», 2004. 

       11. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. – М.: 1997.

Информация о работе Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства