Привлеченные средства и другие ресурсы в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:35, реферат

Описание

Привлеченные средства клиентов и других кредитных организаций составляют второй, значительно превосходящий по размерам капитал, ис точник формирования ресурсов банка.

Работа состоит из  1 файл

Привлеченные средства и другие ресурсы.docx

— 47.23 Кб (Скачать документ)

Привлеченные  средства и другие ресурсы

Привлеченные  средства клиентов и других кредитных  организаций составляют второй, значительно  превосходящий по размерам капитал, ис точник формирования ресурсов банка.

Размер и структура  привлеченных средств банка зависит  от :

•      специализации банка;

•      конъюнктуры банковского рынка;

•      макроэкономической ситуации;

•      регулирующей политики Центрального банка. Привлеченные средства по источникам формирования делятся на

депозитные (вклады) и недепозитные источники.

Структура привлеченных средств (рис. 9) отражает категории  вклад чиков и сроки их привлечения или формы изъятия (до востребования или срочные вклады).

Основная часть  привлеченных средств – депозиты в форме вклада или сертификата.

С целью привлечения  средств банки предлагают разнообразные  виды вкладов.

Депозит – денежные средства или ценные бумаги (драгоценные металлы), переданные КО на хранение на определенный срок, подлежат возврату с выплатой процентов.

Депозиты  до востребования  – бессрочные вклады, то есть вклады изымаемые по частям или полностью в любой срок по требованию вкладчика. Эти средства могут находиться на расчетных (текущих) счетах клиентов и корреспондентских счетах банков.

Расчетные счета – это рабочие счета юридических лиц. Их фи лиалы, бюджетные организации и физические лица могут открывать те кущие счета.

Форекс отзывы предоставляют Вам единственную в своем роде возможность узнать о торговле на Forex объективно и сформировать индивидуальное мнение!

Корреспондентские счета – счета по расчетам с другими банками.

Сберегательные  вклады населения могут быть как вкладами до востребования, так и срочными в зависимости от условий договора вклада.

Срочный депозит – вклад, по которому устанавливается определен ный срок хранения:

•                     до 30 дней;

•                     от 31 до 90 дней;

•                     от 91 до 180 дней;

•                     от 181 до 1 года;

•                     от 1 года до 3 лет;

•                     свыше 3 лет.

Наиболее  разнообразные виды вкладов предлагает Сберегательный банк России, который привлекает основную часть денежных средств населения. Сберегательный и депозитный сертификат явля ется ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в кре дитную организацию на определенный срок 1 .

Оптимальная структура депозитной базы ресурсов банка  определяется по критериям  ликвидности и  доходности.

Депозиты  до востребования  – дешевый ресурс. Процентные ставки начисляются на остатки средств в минимальных размерах. Низкая ставка уменьшает процентные расходы банка, но их высокая доля может ослабить его ликвидность.

Срочные депозиты   наиболее прогнозируемая часть привлечен ных средств, которые могут быть размещены в кредиты на определенные сроки под более высокий процент. Однако, чем больше срок депозита, тем дороже этот ресурс для банка.

Все виды вкладов оформляются  договором вклада или сберега тельной книжкой в соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ (гл. 45).

Для защиты интересов  вкладчиков Банк России формирует обязательные резервы кредитных  организаций по рублевым счетам (сч . 30202) и по счетам в иностранной валюте (сч . 30204), перечисляемые в Банк России. Защитная функция обязательных резервов – ограничена: норматив не может превышать 20%. Реальные гарантии может дать закон О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации2.

Начисление  процентов по вкладам . Процент – это цена ссудного капитала. Количественное определение процента – ставка или норма про цента. Процент по вкладам – основной стимул привлечения денежных средств. Для банка важно проводить привлекательную для вкладчика про центную политику.  

Введение

В условиях рыночной экономики процесс формирования капитала, оптимизации его структуры, установления рационального соотношения  различных источников финансирования и, в связи с этим, качество управления ресурсами приобретают особую важность. Полагаясь на исследования зарубежных и российских ученых, следует подчеркнуть  значимость оптимальной структуры  капитала для эффективной деятельности организации, а также недостаточность  научной проработки вопросов поиска финансовых источников в условиях их ограниченности, определения влияния  факторов внешней среды на процедуру  их мобилизации.

При этом, достаточный уровень капитала способствует поддержанию жизнеспособности хозяйствующего субъекта в течение всего периода функционирования, сохраняя его ликвидность, устойчивость и платежеспособность, от размера собственных средств зависит возможность увеличения вложений в экономику страны, расширение рынка товаров и услуг.

Использование заемного капитала организацией обусловлено  в основном временным недостатком  у нее собственных оборотных  средств.

Цель работы – определение теоретических  и практических особенностей формирования и управления заемным капиталом  организации.

Задачи работы:

- изучение сущности  и принципов формирования заемного  капитала предприятия;

- анализ практических  особенностей формирования заемного  капитала ОАО «Назаровское молоко». 

1. Сущность и принципы  формирования заемного  капитала

1.1 Формы заемных  средств предприятия

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения  заемных средств. Использование  заемного капитала позволяет существенно  расширить объем хозяйственной  деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование  собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей объем используемого заемного капитала значительно превосходит объем  собственного капитала. В связи с  этим управление привлечением и эффективным  использованием заемного капитала является одной из важнейших функций финансового  менеджмента, направленной на обеспечение  достижения высоких результатов  хозяйственной деятельности предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует  общий объем его финансовых обязательств. Эти обязательства дифференцируются следующим образом:

1. Долгосрочные  финансовые обязательства. Включают  все формы функционирующего на  предприятии заемного капитала  со сроком использования более  1-го года. Основными формами этих  обязательств являются долгосрочные  кредиты банков и долгосрочные  заемные средства (задолженность  по налоговому кредиту; задолженность  по эмитированным облигациям, задолженность  по финансовой помощи, предоставленной  на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще  не наступил или не погашенные  в предусмотренный срок.

2. Краткосрочные  финансовые обязательства. Включают  все формы привлеченного заемного  капитала со сроком использования  до 1-го года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

В процессе развития предприятия по мере погашения его  финансовых обязательств возникает  потребность в привлечении новых  заемных средств. Привлекаемые предприятием заемные средства классифицируются:

а) по целям привлечения: для обеспечения воспроизводства  внеоборотных активов, для пополнения оборотных активов, для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей;

б) по источникам привлечения: из внешних источников, из внутренних источников (внутренняя кредиторская задолженность);

в) по периоду  привлечения: долгосрочные (более 1 года), краткосрочные (до 1 года);

г) по форме привлечения: в денежной форме (финансовый кредит), в форме оборудования (финансовый лизинг), в товарной форме (коммерческий кредит), в иных материальных или  нематериальных формах;

д) по форме обеспечения: необеспеченные, обеспеченные поручительством или гарантией, обеспеченные залогом или закладом. 

1.2 Политика привлечения  заемных средств

Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале.

Политика привлечения  заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала.

Формирование  политики привлечения заемных средств включает следующие этапы.

1. Анализ привлечения  и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На 1-й стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На 2-й стадии определяются формы привлечения  заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного  кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме  заемных средств, используемых предприятием.

На 3-й стадии определяется соотношение объемов  используемых предприятием заемных  средств по периоду их привлечения, изучается динамика соотношения  кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На 4-й стадии изучается состав кредиторов предприятия  и условия предоставления ими  различных форм финансового и  товарного кредитов. Эти условия  анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного  рынков.

На 5-й стадии анализа изучается эффективность  использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты анализа  служат основой оценки целесообразности использования заемных средств  на предприятии в сложившихся  объемах и формах.

2. Определение  целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Заемные средства привлекаются предприятием на строго целевой основе. Это является одним из условий их эффективного использования. Целями привлечения заемных средств может быть:

а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных  активов. В настоящее время большинство  производственных предприятий не имеют  возможности финансировать полностью  эту часть оборотных активов  за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемного капитала;

б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть  оборотных активов частично или  полностью финансируется за счет заемного капитала;

Информация о работе Привлеченные средства и другие ресурсы в банке