Принципы предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 00:25, творческая работа

Описание

Внутреннее содержание и отдельные конкретные особенности того или иного элемента правовой системы, в том числе комплексной отрасли предпринимательского права, наиболее наглядно выражаются в его принципах.
Само понятие «принцип», как уже указывалось, происходит от латинского «первоначало», «основа». Современная правовая наука под принципами подразумевает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

Содержание

1 Понятие принципов предпринимательского права…………………………………...3
2 Общая характеристика принципов предпринимательского права………………… .6

Работа состоит из  1 файл

Рос. предпр. право ТР.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Южно-Сахалинский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Российское предпринимательское  право

Тема

Принципы предпринимательского права

Фамилия студента

Волков 

Имя студента

Дмитрий

Отчество студента

Васильевич

№ контракта

05400080101542


 

Содержание

 

1 Понятие принципов  предпринимательского права…………………………………...3

2 Общая характеристика  принципов предпринимательского  права………………… .6

 

 

 

       Основная часть

         1 Понятие принципов предпринимательского права

 

 

            Внутреннее содержание и отдельные конкретные особенности того или иного элемента правовой системы, в том числе комплексной отрасли предпринимательского права, наиболее наглядно выражаются в его принципах.

         Само понятие «принцип», как уже указывалось, происходит от латинского «первоначало», «основа». Современная правовая наука под принципами подразумевает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

          В принципах как бы кристаллизируются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли или подотрасли. Принципы — это то, что пронизывает право, выявляет его содержание. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

          Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:

          — в сфере правосознания, в том числе профессионального правосознания юристов, должны иметься определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;

          — эти представления должны найти закрепление в соответствующих положениях действующего законодательства;

          — законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться посредством правоприменения в конкретной сфере общественных отношений.

          Непротиворечивая и ясно сформулированная система принципов отрасли права имеет большое значение, так как позволяет получить представление о большинстве норм данной отрасли, поскольку они формируются под воздействием и в развитие того или иного принципа или группы принципов.

          Сформулированные правовой наукой принципы предпринимательского права отражают его специфику и главные качественные особенности, являются концентрированным выражением его предмета и метода. Принципы как основные нормативные положения определяют структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения.

         Трудно переоценить значение четко разработанной системы принципов предпринимательского права на современном этапе его развития.

         Дело в том, что действующее законодательство о предпринимательской деятельности не до конца сформировано, имеет ряд противоречий и пробелов. В случае их выявления тот или иной вопрос подлежит разрешению путем применения аналогии закона или права. Оба указанных приема преодоления пробелов в праве могут быть успешно применены судом лишь на базе принципов предпринимательского права.

         Принципы предпринимательского права — это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Следовательно, принципы предпринимательского права имеют важное значение в процессе правоприменения, с их помощью осуществляется толкование всех норм предпринимательского законодательства, познается действительный смысл этих норм, что позволяет правильно их применять.

         Система принципов предпринимательского права представляет собой взаимосвязанное единство. Она носит объективный характер, поскольку вид и содержание каждого конкретного принципа определяются сущностью общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права. В то же время система принципов не может быть статична; она существует в контексте экономических процессов и государственной политики в сфере предпринимательства. Кроме того, на формирование системы принципов предпринимательского права влияет развитие юридической доктрины. В связи с этим в правовой литературе отсутствует единая точка зрения на количество принципов предпринимательского права и их наименование.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2 Общая характеристика принципов предпринимательского права

 

 

         Принципами предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.

           Основными принципами предпринимательского права являются:

            — свобода предпринимательской деятельности;

            —   юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

            — свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

            — получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;

            — законность в предпринимательской деятельности;

            — сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;

            — единство экономического и правового пространства;

            — государственное регулирование предпринимательской деятельности.

          Под свободой предпринимательской деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в статье 8 Конституции РФ, которая помещена в главе 1, определяющей основы конституционного строя. В ней говорится о свободе экономической деятельности, одним из видов которой является предпринимательская деятельность.

          Более конкретно о свободе именно предпринимательской деятельности говорится в статье 34 Конституции РФ. Согласно части 1 этой статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья находится в главе 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

          Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных видов деятельности. Эта система получила в нашей стране значительное распространение и используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

           Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Формы собственности, допускаемые в нашей стране, определяются в статье 8 Конституции РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

          На первом месте здесь названа частная собственность, что объясняется ее значением в условиях рыночной экономики. Частная собственность может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На ее базе создаются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), преобладающие в экономике нашей страны, осуществляется индивидуальная предпринимательская деятельность.

          Государственная собственность может принадлежать РФ в целом или ее отдельным субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. На базе государственной собственности действуют государственные предприятия.

         Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, которые создают на базе своей собственности муниципальные предприятия, используют свое имущество в целях развития соответствующей территории.

         Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым, независимо от форм собственности.

         Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Этот принцип особенно важен при переходе от плановой экономики к рыночной, поскольку в прошлом создавались, как правило, крупные предприятия и объединения, являвшиеся монополистами в соответствующих областях хозяйственной деятельности. Между тем переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды.

         Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно статье 5 Закона о конкуренции по общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, а при некоторых условиях может быть и меньше, однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.

         Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 33119. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.

          Единство экономического и правового пространства. Согласно части 1 статьи 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

          Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием хозяйственных отношений. Поэтому установление правовых основ единого рынка пункт «ж» статьи 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации.

          Единое экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определяются в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со статьями 72 и 73 Конституции РФ.

          Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности.

          В то же время удовлетворение общественных потребностей в некоторых случаях может иметь место и независимо от получения прибыли. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходима для общества. Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия являются убыточными и работают с дотацией от государства. Следовательно, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.

         Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства.

Информация о работе Принципы предпринимательского права