Предмет и метод финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:21, реферат

Описание

Глубокие экономические и политические преобразования, затро¬нувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых норм способст¬вовали активному развитию финансового права и формированию зако¬нодательных основ регулирования финансовых отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие финансового права…………………………………………………..4
2.Предмет и метод финансового права…………………………………………6
3.Система финансового права………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Финансовое право.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)


Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1.Понятие финансового права…………………………………………………..4

2.Предмет и метод финансового права…………………………………………6

3.Система финансового права………………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глубокие экономические и политические преобразования, затро­нувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых норм способст­вовали активному развитию финансового права и формированию зако­нодательных основ регулирования финансовых отношений.

Финансовое право вполне закономерно вызывает интерес управленческих структур во всех областях хозяйственных отношений, орга­нов государственной власти и местного самоуправления, предпринима­телей и обычных граждан, поскольку именно эта область права регули­рует отношения и в бюджетной сфере, и в налоговой, и в сфере государственного кредита, банковской деятельности и банковского кре­дита, и в вопросах страхования.

Особое значение финансовые ресурсы приобретают в условиях развития рыночных отношений. Основой этих отношений являются деньги, которые призваны осуществлять перераспределительные и стимулирующие процессы.

Имея в своем распоряжении денежные средства, государство способно эффективно управлять отраслями экономики, развивать рыночные отношения, содействовать научно-техническому прогрессу, укреплять социальную сферу и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие финансового права

История человечества — это история развития экономических процессов. В ходе эволюции человечество прошло долгий и сложный путь от простого товарообмена к товарно-денежным отношениям. Но на любом этапе развития государство уделяло самое пристальное внимание формированию собственных доходов, образующих специальные денежные фонды. Казна государства  являлась свидетельством его могущества, показателем его экономического развития. Приходя к власти, любой правитель (царь, император и др.) в первую очередь вызывал к себе казначея, чтобы справиться о состоянии государственной казны, в зависимости от которого строилась дальнейшая деятельность государства.

С XVIII в. в экономической литературе появился термин «финансы», который вначале обозначал все денежные средства государства. Однако в настоящее время понятие финансов несколько расширилось. Финансы - это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. ( Мальцев В. А., 2008)

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Их значение определено местом денежных отношений в экономике, хозяйственных связях. Финансы являются, прежде всего, распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

              В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы государства. (Крохина Ю. А., 2008)

Роль финансов в государстве определяется их ключевым положением: во-первых, они связаны с общественными экономическими отношениями и являются их регулятором; во-вторых, они влияют на финансовую политику государства.

              Как видно из определения, финансы подразделяются на два основных вида: государственные и частные (финансы предприятий). Они имеют существенные различия, но и взаимосвязаны между собой.

Отличие государственных финансов от частных можно свести к следующему:

1)государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогообложения в отличие от частных лиц; 

2) государственные финансы тесно связаны с денежной системой, которая управляется государством и не зависит от воли частного лица, распоряжающегося своими финансами;

3)государственные финансы ориентированы на обеспечение общественных интересов, а частные — на получение прибыли;

4)размеры государственных финансов намного больше частных;

5 государство посредством принудительных действий может изъять частные финансы в свою собственность (национализация, конфискация и т . п .).

(Мальцев В. А., 2008.)

 

2.Предмет и метод финансового права

              Финансовое право по своей сущности относится к публичным отраслям права. Однако вопрос о месте финансового права в системе права и о его происхождении до сих пор является предметом дискуссий. Так, основоположник науки финансового права французский ученый Поль Мари Годме считал, что как отрасль права финансовое право выделилось из государственного и административного права. Такого же мнения придерживались и другие специалисты (Р.Халфина, М.Пискотин и др.). (Мальцев В. А., 2008)

              Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые воз­никают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализован­ных денежных фондов (финансовых ресурсов) государствен­ных и муниципальных образований, необходимых для реализа­ции их задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствую­щих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отноше­ния, возникающие в процессе финансовой деятельности государ­ства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. ^Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это общест­венные отношения, возникающие в процессе деятельности го­сударства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. (Химичева Н.И., 2004)

Наиболее полное представление о структуре предмета финансового права дает его классификация по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от функций финансовой деятельности предмет финансового права образует отношения, складывающиеся в ходе: аккумулирования денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды; распределения государственных или муниципальных денежных средств; использования государственных или муниципальных ресурсов; осуществления финансового контроля; эмиссии денежных знаков.

Во-вторых, в зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения: бюджетные; возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов; в связи с образованием государственных или муниципальных доходов; в связи с осуществлением государственных или муниципальных расходов; складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений; налоговые; кредитные; страховые; связанные с денежным обращением и расчетами; возникающие в процессе валютного регулирования.

В-третьих, по экономическому критерию финансовые отношения подразделяются на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т. д. Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение. В качестве примера таких отношений можно привести установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и т. д. Иными словами, подобные отношения можно назвать неимущественными, но связанными с имущественными отношениями финансовой деятельности.

В-четвертых, по субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между: Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в лице компетентных органов государственной власти или органов местного самоуправления по поводу распределения финансовых ресурсов государства; финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, относительно выполнения финансовых обязательств перед государством или муниципальным образованием, а также относительно распределения между ними доходов и расходов; государственными (муниципальными) финансово- кредитными органами в сфере их финансовой деятельности, а также между государственными (муниципальными) финансово- кредитными органами и юридическими или физическими лицами в связи с образованием и распределением кредитных ресурсов, централизованных страховых взносов и внесением платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды; государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой стороны, относительно собственных средств предприятий, учреждений, организаций и их распределением между отраслями народного хозяйства. (Крохина Ю.А., 2008)

Для характеристики самостоятельности отрасли права необходимо определить не только специфику предмета правового регулирования, но и установить особенности его метода. Метод — это способ, система средств и приемов, с помощью которых право регулирует общественные отношения. На первый взгляд метод правового регулирования, применяемый финансовым правом, схож с методом административного права, основанным на государственно-властных предписаниях (императивный метод). Однако кроме метода «власти и подчинения» в финансовом праве регулирование некоторых видов отношений осуществляется и диспозитивным методом, базирующимся на равенстве, праве выбора и дозволенности. Кроме того, финансово-правовому методу свойственны и специфические особенности, существенно отличающие его от административного. Так, в финансовом праве государственно-властные предписания исходят в большей части от уполномоченных государством финансово-кредитных органов, которые используют в регулировании различные рекомендации, согласование. (Мальцева В. А., 2008)

В основе финансового права лежат нормы Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (ст. 71, п. «ж», «з»; ст. 72, п. «и»; ст. 72, 106 и др.).

Методы финансового права - это средства, приемы и способы изучения финансового законодательства, указанных выше норм, финансово-правовых явлений и процессов. Имея свои методы и способы правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права, финансовое право занимает в системе российского права также самостоятельное место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права существуют определенные критерии.

Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а его нормы связаны с распределительной, контрольной и стимулирующей функциями государства при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

Метод финансового права носит императивный характер, однако в связи с тем, что финансовое право регулирует специфические общественные отношения финансово-правовые отношения, складывающиеся в области аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств, при применении императивного метода должны учитываться объективные экономические законы. ( Родионова В.М., 2004.)

Н.И. Химичёва рассматривает в качестве основного метода финансово-правового регулирования  государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

Таким методом финансово-правового регулирования является метод «власти и подчинения» или метод властных предписаний. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.

«Такой метод, пишет Н.И. Химичёва, свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия... Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности».

И далее: «Участники финансовых отношений, которым они адресуют свои предписания (различные органы государственного управления, организации), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности», то есть отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали».

Информация о работе Предмет и метод финансового права