Правовое регулирование, создание и функционирование коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование правового регулирования, создания и функционирования коммерческих банков.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
• Изучить появление банков на территории России;
• Дать определение коммерческому банку;
• Рассмотреть порядок создания коммерческих банков;
• Определить законы, регулирующие порядок создания и лицензирования коммерческих банков;

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретико-правовые основы деятельности коммерческих банков
1.1 Появление банков на территории России
1.2 Понятие коммерческого банка

Глава 2 Создание коммерческих банков
2.1 Законы, регулирующие порядок создания и лицензирования коммерческих банков
2.2 Порядок создания коммерческих банков

Глава 3 Функционирование коммерческих банков
3.1 Принципы деятельности коммерческих банков
3.2 Функции коммерческих банков

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовой коммерческие банки.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

     10. Копия платежного документа, подтверждающего  внесение в бюджет платы за  регистрацию банка.

     11. Данные о руководителях банка  (председателе, директоре), главном  бухгалтере, их заместителях, заверенные  подписью председателя Совета  банка18.

     Центральный банк РФ рассматривает ходатайство  банков о выдаче им лицензий на проведение банковских операций и регистрации их Уставов в срок, не превышающий трех месяцев с момента получения всех предусмотренных для этого документов.

     Сообщение о регистрации публикуется Центральным  банком РФ в печати. В случае отказа в регистрации учредители извещаются об этом письменно. (Мотивированный отказ направляется учредителям в течение недели после принятия данного решения).

     Центральный банк РФ может отказать в выдаче лицензии на проведение банковских операций и регистрации Устава коммерческого  банка по следующим основаниям:

     - несоответствие учредительного  договора и устава действующему  в РФ законодательству (в частности,  речь может идти о включении  в состав участников банка  юридических или физических лиц,  которым запрещено формировать  уставный капитал банка; превышении  квоты в 35% одним из участников и т.д., например, постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 № 09АП-9297/2009-АК по делу № А40-2862/09-94-2419);

     - неудовлетворительное финансовое  положение учредителей, угрожающее  интересам вкладчиков и кредиторов банка. (Об этом в частности может свидетельствовать отсутствие участников банка необходимых средств для оплаты в установленный срок уставного капитала; несоответствие кандидатур руководителей исполнительного органа коммерческого банка требованиям к их профессиональной подготовленности)20.

     Центральный банк РФ регистрирует уставы коммерческих банков и ведет реестр банков, получивших лицензии. При этом записи в реестр производятся одновременно с выдачей  лицензии. Однако для обеспечения  ликвидности кредитных учреждений, на срок до оплаты учредителями 50% уставного капитала, коммерческий банк получает временную лицензию, дающую право на открытие корреспондентского счета и аккумуляцию взносов акционеров (пайщиков) банка для формирования уставного капитала. (Временная лицензия действует в течение года с момента ее выдачи). Например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2008 г., дело №1-1507/821.

     После представления Главному управлению по работе с коммерческими банками подтверждения об оплате 50% объявленного уставного капитала коммерческому банку взамен временной выдается лицензия, позволяющая осуществлять операции, предусмотренные его уставом. В течение года после регистрации должны быть оплачены все 100% объявленного уставного капитала. В противном случае регистрация банка признается недействительной, а временная лицензия отзывается.

     Контроль  за выполнением этого требования возлагается на Главные управления Центрального банка РФ по месту нахождения коммерческих банков. Нотариально заверенная копия зарегистрированного устава коммерческого банка в десятидневный срок после регистрации подлежит представлению этим банком в соответствующий финансовый орган по месту нахождения для организации налогообложения. В месячный срок с момента регистрации устава коммерческий банк обязан пройти регистрацию в Главном вычислительном центре (ГВЦ) Центрального банка РФ для включения его в классификатор предприятий и организаций (КПО), для чего заполняется карта регистрации коммерческого банка.

 

      Глава 3 Функционирование коммерческих банков

3.1 Принципы деятельности коммерческого банка

     Первым  и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся  ресурсов.

     Работа  в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов22.

     Вторым  важнейшим принципом, на котором  базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка23.

     Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую  свободу в распоряжении своими фондами  и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

     По  своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.

     Третий  принцип заключается в том, что  взаимоотношения коммерческого  банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

     Четвертый принцип работы коммерческого банка  заключается в том, что регулирование  его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а  не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов. 

     3.2 Функции коммерческого  банка

     Одной из важных функций коммерческого  банка является посредничество в  кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений24.

     Значение  посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что  они своей деятельностью уменьшают  степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду,  и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

     Вторая  важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в  хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках25.

     Наряду  со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность  информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые  они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора  средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

     Третья  функция банков - посредничество в  платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

     В связи с формированием фондового  рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.

 

Заключение 

     Цель  курсовой работы открыта в полном объеме с помощью поставленных нами задач.

     При реализации рели были определены следующие  предложения по совершенствованию  действующего законодательства.

     Предлагаем  дополнить статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации следующим предложением: «Объем правоспособности отдельных видов коммерческих юридических лиц может быть ограничен законом».

     В целях защиты прав вкладчиков в Федеральный  закон «О банках и банковской деятельности»  необходимо внести следующие изменения:

- в пункте 1 статьи 1 последнее предложение целесообразно изложить в следующей редакции: «Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности и создается в форме акционерного общества», т.к. это понятие является более емким;

- часть  1 статьи 11 вышеуказанного закона необходимо дополнить следующим предложением: «Для формирования уставного капитала кредитной организации могут быть использованы только денежные средства», т.к. денежные средства - наиболее ликвидная часть текущих активов, которые являются составляющей оборотного капитала.

- часть  2 статьи 11 изложить в следующей  редакции: «Банк России устанавливает  норматив минимального размера  уставного капитала вновь регистрируемой  кредитной организации. Норматив  минимального размера уставного  капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации», т.к. данная формулировка по нашему мнению, является более корректной.

 

Библиографический список

1. Нормативно-правовые  акты

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 7, 21.01.2009
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ// Российская газета N 238-239, 08.12.1994
  3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1// Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492
  4. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета, N 248, 29.12.1995
 

2. Монографии и периодические  издания

  1. Авакьян С.А. О конституционных основах статуса Банка России // Конституционно-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации. - М.: Юстицинформ, 2006
  2. Антипова О. Н. Зарубежная практика контроля за созданием коммерческих банков. // Банковское дело. № 5. 2007
  3. Варламова Т.П. Коммерческий банк как агент валютного контроля // Право и экономика. N 11. 2007
  4. Лёвин С.А. Ребрендинг как фактор конкурентоспособности коммерческого банка // Банковские услуги. №10. 2008
  5. Лёвин С.А. Формирование конкурентной способности регионального коммерческого банка: анализ стратегий // Банковские услуги. №2. 2009
  6. Печникова А.В. Совершенствование системы банковского регулирования и надзора в России. // Деньги и кредит, № 10 2007

Информация о работе Правовое регулирование, создание и функционирование коммерческих банков