Правовое положение кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является освещения гражданско-правового положения кредитных организаций в России.
Для достижения цели данной работы следует решить следующие задачи:
- Описать историю образования кредитных организаций в России и за рубежом;
- Привести подробное описание порядка регистрации и общего положения кредитных организаций;
- Изучить актуальные проблемы, приложить пути их решения.

Содержание

• Введение. 2
• Глава 1. История образования кредитных организаций. 4
1.1. Определение кредитной организации. 4
1.2. Образование кредитной системы в России 8
• Глава 2. Порядок регистрации кредитных организаций 17
2.1. Нормативно правовая база 17
2.2. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций 21
2.3. Порядок открытия и регистрации филиала кредитной организации на территории РФ. 24
• Глава 3. Актуальные проблемы и пути их решения. 29
• Заключение. 35
• Литература. 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по предпринимательскому делу.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Из ст.12 Закона следует, что «кредитные организации подлежат государственной регистрации в  Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных  организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета».

Правомочия Банка России по решению вопросов, связанных с  регистрацией кредитных организаций, определены Федеральным Законом  «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 02.12.1990г. №394-1. - далее «Закон о ЦБ РФ»

В частности п.6, ст.4 одной из функций деятельности Банка России определено осуществление государственной регистрации кредитных организаций; выдача и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 02.12.1990 № 139-ФЗ.

Статья №14 Закона определяет перечень документов, необходимых для  государственной регистрации кредитной  организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Таковыми документами являются:

- заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

- учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом; протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

- свидетельство об уплате государственной пошлины;

- копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

- декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации; анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения: о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости. Банковское право: Учебник / Отв. Ред. Эриашвили Н.Д. - М. 2000

2.2. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций

При представлении  необходимых документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие  решения о государственной регистрации  кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев  с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.

После принятия Банком России решения о государственной  регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление  банковских операций Банк России в  трехдневный срок уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов ее объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации кредитной организации.

Неоплата  или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации.

Для оплаты уставного  капитала Банк России открывает зарегистрированному  банку, а при необходимости - и  небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Кредитная организация  обязана сообщать Банку России обо всех изменениях в персональном составе руководителей исполнительных органов и о замене главного бухгалтера в двухнедельный срок со дня принятия такого решения. Банк России в месячный срок дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме.

Отказ в государственной  регистрации кредитной организации  и выдаче лицензии на осуществление  банковских операций допускается только по следующим основаниям:

1) несоответствие  квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера. Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:

- отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

- наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;

- совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

- наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

2) неудовлетворительное  финансовое положение учредителей  кредитной организации или невыполнение  ими своих обязательств перед  федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами за последние  три года;

3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

Решение об отказе в государственной регистрации  и выдаче лицензии сообщается учредителям  кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной  регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут  быть обжалованы в арбитражный суд.

Для государственной  регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.

Иностранное юридическое лицо представляет:

1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;

2) документ, подтверждающий  регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих  года, подтвержденные аудиторским  заключением;

3) письменное  согласие соответствующего контрольного  органа страны его местопребывания  на участие в создании кредитной  организации на территории Российской  Федерации или на открытие  филиала банка в тех случаях,  когда такое разрешение требуется  по законодательству страны его местопребывания.

2.3. Порядок открытия и регистрации филиала кредитной организации на территории РФ

Кредитная организация  вправе открыть филиал на территории РФ, если в отношении нее, в соответствии со статьей 75 Федерального закона № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (нарушение кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставление информации, предоставление неполной или неверной информации), не установлен запрет на открытие филиала.

Указанием ЦБ РФ № 421-У от 24.11.98г. установлено, что  размер сбора за открытие филиала  кредитной организации составляет 100-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным  законом на момент уведомления Банка  России об открытии филиала.

Кредитные организации, открывающие филиалы, должны:

- соблюдать  требования федерального законодательства  и нормативных актов Банка  России;

- являться  в течение последних шести  месяцев финансово устойчивыми;

- располагать  помещением для размещения филиала, отвечающим требованиям, изложенным в подпункте 3.1.1 Инструкции №75-И (помещение кредитной организации должно иметь охранно-пожарную и тревожную сигнализацию, а для осуществления кассовых операций - технически укрепленный в соответствии с требованиями Банка России кассовый узел);

- представить  для согласования на должности  руководителей и главных бухгалтеров  филиалов кандидатуры, отвечающие  квалификационным требованиям, предъявляемым  Банком России в соответствии  с федеральными законами.

В случае если кандидат на должность руководителя (главного бухгалтера) филиала не в  полной мере будет удовлетворять  указанным выше требованиям, территориальное  учреждение Банка России должно дать развернутое заключение о профессиональном соответствии кандидата по результатам собеседования (тестирования).

Филиал кредитной  организации должен иметь печать. В печати филиала кроме фирменного (полного официального) наименования и местонахождения кредитной  организации должно быть указано  наименование филиала и его местонахождение.

Кредитная организация  направляет уведомление об открытии филиала в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала  и территориальное учреждение Банка  России, осуществляющее надзор за деятельностью  кредитной организации, либо только в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, если филиал открывается на территории, подведомственной тому же территориальному учреждению Банка России.

Вместе с  уведомлением кредитная организация направляет подлинные экземпляры:

- положения  о филиале, содержащего полное  и сокращенное наименования филиала,  а также перечень тех банковских  операций и сделок, право на  осуществление которых делегировано  филиалу (в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, положение представляется в 4 экземплярах, в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала положение не представляется);

- анкет кандидатов  на должности руководителей и главного бухгалтера филиала (2 экземпляра) с приложением копий диплома или заменяющего его документа, заверенных кредитной организацией (направляются в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала).

В случае если кандидаты на должности руководителей и главного бухгалтера филиала получили образование за границей Российской Федерации или являются иностранными гражданами, в территориальное учреждение Банка России должны быть представлены документы, указанные в подпункте 3.1.8 Инструкции №75-И (заключение федерального органа исполнительной власти по вопросам профессионального образования о соответствии зарубежных документов об образовании российским дипломам о высшем юридическом или экономическом образовании и копии документов, полученных в соответствии с Указом Президента РФ № 2146 “О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы” от 16.12.93г., подтверждающих право на осуществлении трудовой деятельности на территории РФ);

- автобиографий  кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера филиала (2 экземпляра) (направляются в территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала);

Информация о работе Правовое положение кредитных организаций