Права и обязанности налоговых органов в области финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами, с учетом последних изменений в российском законодательстве.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
- изучить цели и задачи финансового контроля
- рассмотреть формы и методы финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами;
- изучить права и обязанности налоговых органов;
- исследовать особенности проведения налоговых проверок;

Содержание

Введение 2
Глава 1 . Сущность финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами 4
1.1 Финансовый контроль, его цели и задачи 4
1.2 Формы и методы финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами 6
Глава 2. Права и обязанности налоговых органов в области финансового контроля 11
2.1 Права и обязанности налоговых органов 11
2.2 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. 15
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     Рассмотрим, какие же проверки могут проводить  налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

     В зависимости от объема проверяемой  документации и места проведения налоговой проверки они делятся  на камеральные и выездные.

     Камеральные проверки - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а так же проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по местонахождения налогового органа. В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаружение в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в основании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Камеральная проверка проводиться уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течении трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующий пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а так же подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщика для проведения выездных налоговых проверок.

     Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных  учетных и иных бухгалтерских  документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиков для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а так же других действий налоговых органов (их должностных лиц),осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогоплательщика) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

     Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация  или индивидуальные предпринимателей и налоговой орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

     Целью налоговой проверки практически  такая же, как и камеральной: осуществление  контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Предупреждение таких правонарушений. Однако они достигают другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течении одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения – не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев7.

     Статья 87 НК РФ предусматривает возможность  проведения таких налоговых проверок, как встречные Встречная проверка – это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов. На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки. На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверки.

     По  объему проверяемых вопросов налоговые  проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

     Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной  деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налоговых органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще. После проведения в силу НК РФ практически все выездные проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытие счетов налогоплательщикам; применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

     Тематическая  проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации. Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

     Тематическая  проверка проводится или как элемент  комплексной проверки, или как  отдельная проверка по установленным  фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимости в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть дополнительное решение, расширяющие круг проверяемых вопросов8.

       Целевая проверка – эта проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции, по экспертно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используется при комплексной или тематической проверке, и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных.

     По  способу организации налоговые  проверки делятся на плановые и внезапные.

     Внезапная проверка – это разновидность выездной проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика.

     Выездная  проверка проводиться непосредственно  на месте осуществления хозяйственной  деятельности налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя, принимаемое при получении информации или предложения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

     Цель  внезапной проверки – установить факт совершения правонарушения, который  может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапная проверка проводится не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

     Таким образом, нам удалось выявить, что  налоговые органы вправе осуществлять налоговые контроль в отношении любого налогоплательщика. Одной из форм налогового контроля является налоговые проверки. Налоговую проверку можно определить как действие налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскание недоимок, пений, привлечение к ответственности. Также мы определили, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика. Нам удалось выяснить как классифицируются и какие существуют виды налоговых проверок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование.

     Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.

     Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

     В данной курсовой работе нам удалось  раскрыть задачи и цели финансового контроля, формы и методы финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами, права и обязанности налоговых органов, налоговые проверки.

     Финансовый  контроль является важным элементом  бюджетного процесса, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Основное значение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Можно подчеркнуть то, что значение финансового контроля в России возросло в период перехода к рыночной экономике. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс.

     существуют  различные формы финансового  контроля, которые можно квалифицировать  по разным признакам. Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся: проверки, обследование, экономический анализ, ревизия. Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля.

     Налоговый кодекс уточнил определение участникам налоговых правоотношений, определили права и обязанности налоговых  органов. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами по средствам реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными правовыми актами РФ.

     Налоговые органы вправе осуществлять налоговые контроль в отношении любого налогоплательщика. Одной из форм налогового контроля является налоговые проверки. Налоговую проверку можно определить как действие налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскание недоимок, пений, привлечение к ответственности. Также мы определили, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика. Нам удалось выяснить, как классифицируются и какие существуют виды налоговых проверок  
 
 

Информация о работе Права и обязанности налоговых органов в области финансового контроля