Понятие, система финансовой деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:45, реферат

Описание

Понятие финансов. В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.
Поэтому изучение дисциплины “Финансовое право” начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.
В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

осуществление в пределах своей компетенции  государственного финансового контроля;

разработка  и реализация единой политики в сфере  развития финансовых рынков в РФ;

участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства — начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.

В целях улучшения  организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета  Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует  с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

Главные задачи органов казначейства:

организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

регулирование финансовых отношений между федеральным  бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

сбор, обработка  и анализ информации о состоянии  государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

осуществление краткосрочного прогнозирования объемов  государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных  на соответствующий период государственных  расходов;

управление  и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

разработка  методологических и инструктивных  материалов по вопросам, относящимся  к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

ведение операций по учету государственной казны  РФ.

Центральный банк РФ (Банк России).

Особое положение  среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке РФ (Банке России)” от 2 декабря 1990 г. (в редакции ФЗ от 26 апреля 1995 г.). Центральный банк РФ (Банк России), является юридическим лицом, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты,

обязательные  для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, всех юридических  и физических лиц. Уставный капитал  и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

назначение  на должность и освобождение от должности  Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

назначение  на должность и освобождение от должности  членов Совета директоров Банка России;

представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а  также аудиторского заключения;

определение Государственной  Думой аудиторской фирмы для  проведения аудиторской проверки;

проведение  парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год — при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Основными целями деятельности Банка России являются:

защита и  обеспечение устойчивости рубля, в  том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и  укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Конституционный закон “О правительстве Российской Федерации” (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г.
  3. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ
  4. Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273
  5. Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864
  6. Карасева М. В. Финансовое право: Общая часть: Учебник. М, 1999.
  7. Крохина Ю. А. Финансовое право России: Учебник. М.: Нор-ма, 2004.
  8. Финансовое право: Учебник / Под ред. О, Н. Горбуновой. М., 2004.
  9. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 1

В 2002 г. на счет бюджетной организации поступили  денежные средства в иностранной  валюте, не связанные с реализацией  товаров.

Должны ли эти  средства быть включены в оборот, облагаемый НДС?

Ответ.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) – косвенный федеральный  налог, выполняющий в основном фискальную функцию и использующийся в целях  регулирования доходной базы региональных и местных бюджетов.

Согласно статье 143 НК РФ Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения  признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей  главы передача права собственности  на товары, результатов выполненных  работ, оказание услуг на безвозмездной  основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Вместе с  тем, согласно части второй указанной  статьи НК РФ не признаются объектом налогообложения, в частности осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.

Также следует  заметить, что открытие банковского  счета является необходимым условием для создания нового юридического лица и регистрации индивидуального  предпринимателя.

На сегодняшний  день позиция налогового законодательства в отношении бюджетных организаций довольно двусмысленна. С одной стороны, в отечественной практике бюджетные учреждения долгое время обладали своеобразным привилегированным статусом, поэтому освобождались от необходимости сообщать сведения об открытии или закрытии счетов в налоговые службы. Подобное явление объяснялось довольно просто: понятие лицевого счета бюджетных организаций на тот момент не соответствовало определению, установленному НК РФ. Так продолжалось вплоть до 1 января 2007 года, когда в юридическую силу вступил Федеральный закон от 27.07.2006 № 137 - ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Новый закон внес целый ряд поправок в статьи НК РФ.

Сегодня бюджетные  организации, равно как и коммерческие предприятия, обязаны предоставлять  в налоговую службу сведения об открытии, закрытии счетов, а также изменении их реквизитов.

Вывод. Денежные средства в иностранной валюте, поступившие на счет бюджетной организации не должны быть включены в оборот облагаемый НДС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 2

2. ОАО «Буран» обратилось в ЗАО «АКБ Гранит» с просьбой о выделении банковского кредита в сумме 3 млн. руб. на 6 месяцев.

 Какие документы необходимо представить для получения кредита?

Составьте вариант  кредитного договора.

Ответ.

Перечень документов для получения кредита:

  1. Заявление о предоставлении кредита (открытия кредитной линии) в произвольной форме с указанием суммы кредита, цели его получения, срока пользования и вида обеспечения;
  2. Анкета получателя кредита;
  3. Если потенциальный заемщик не является клиентом банка, то дополнительно предоставляются:
  • Устав (нотариально заверенная копия).
  • Учредительный договор (нотариально заверенная копия).
  • Карточка с образцами подписей, заверенная нотариально, или банком, в котором обслуживается заемщик.
  • Свидетельство о регистрации (нотариально заверенная копия).
  • Справка из статистического управления (нотариально заверенная копия).
  • Копии протоколов, или приказов о назначении или избрании первых должностных лиц (заверенные печатью заемщика).
  1. Выписки из всех банков, где открыты счета заемщика об оборотах по счетам за предыдущие шесть полных месяцев.
  1. Справки из всех банков, где открыты счета заемщика, о наличии или отсутствии задолженности по кредитам.
  2. Копии контрактов, договоров, соглашений, на выполнение которых необходим кредит с дополнительными соглашениями, дополнениями, спецификациями и счетами- фактурами.
  3. Копии контрактов, договоров, соглашений, поступлениями от которых планируется осуществлять погашение кредита.

Информация о работе Понятие, система финансовой деятельности государства