Понятие ,предмет,метод Финансового права. Страховое правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, контрольная работа

Описание

В свою очередь финансовое обеспечение деятельности государства является важной составляющей государственного суверенитета и необходимо для выполнения государством и его органами требуемых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Власть дают деньги, а для денег нужна власть…
Отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных отношений, традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом.

Содержание

Введение.
1.Понятие финансового права.
2.Предмет финансового права.
3.Метод финансового права.
Заклюение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 38.29 Кб (Скачать документ)

     Кроме вышеотмеченного, метод властных предписаний может быть охарактеризован как конформистский. Конформизм финансово-правового метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по  своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государственных органов. Однако, нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.

     Наконец, характерной  чертой финансово-правового метода  является юридическое неравенство  субъектов финансового права.  Юридическое неравенство имеет  много моментов проявления на  уровне правоспособности, содержания  и структуры прав и обязанностей  субъектов финансового права.  Однако в целом эта черта  метода финансово-правового регулирования  проявляется в том, что одни  субъекты обладают юридически-властными  полномочиями в отношении других  субъектов, а последние - нет.  В частности, это имеет место  в силу того, что в финансовом  правоотношении стороны реализуют  не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей. Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методом рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Правительством РФ.

    Метод согласования  встречается в финансово-правовом  регулировании значительно реже. Он используется главным образом  для решения "пересекающихся" вопросов, возникающих в сфере  финансовой деятельности государства,  между органами, осуществляющими  эту деятельность, а иногда - между  сторонами, заключившими финансово-правовой  договор.

    Анализ отношений,  возникающих в сфере финансовой  деятельности государства и муниципальных  образований, с точки зрения  вышеуказанных методов финансово-правового  регулирования позволяет разобраться  в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нестабильность и противоречивость социально -экономических и политических процессов в современной России негативно отражаются на формировании финансового права и эффективности его применения. Современному финансовому праву свойственна нестабильность,  недостаточная четкость некоторых положений,  наличие проблем, нередко несогласованность с нормами других отраслей права.

     Нестабильность  и противоречивость социально  экономических и политических  прочесов в Современной России  негативно отражается на формировании  финансового права и эффективности  его применения. Современному финансовому  праву свойственна нестабильность, нередко несогласованность с  нормами других отраслей права,  недостаточная четкость некоторых  положений, наличие проблем. И  тем неменее российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом отражает новое условие жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала страны, в укреплении ее финансовой системы.

      Однако  представляется, что последняя точка  в научной дискуссии о месте  и значении финансового права  еще не поставлена, что обусловлено  очевидным перерождением финансового  права в условиях перехода  к рыночным отношениям.

      Преобразования  российской государственности и  реформирование экономики произошло  адекватное этим процессам «семимильное»,  бурное развитие налогового, валютного  и банковского права; продолжается  формирование и становление банковской, денежной и налоговой системы  страны. Конечно же, эти процессы  ставят перед финансово-правовой  наукой новые задачи, финансово-правовая доктрина должна быть приведена в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Подлежит уточнению и предмет, и границы публичных и частичных отношений в финансовом праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Бельский К.С. Финансовое право: Наука, история, библиография. - М.: Юристъ, 1995. – 208с.
  2. Грачева Е.Ю. Финансовое право. /Учебное пособие для среднего профессионального образования/ М.: Юрист, 2001. – 367с.
  3. Карасева М.В. Финансовое право: Основная часть: Учебник. – М.: Юристъ 2000. – 252с.
  4. Финансовое право. Учебник. М.: Юристъ, 2003. – 733с. Спиранский М.М.
  5. У истоков финансового права М.: Статус, 1998 – 432с. Тургенев Н.И.
  6. Финансовое право: Федеральный и регеональный аспекты: Комплекс учебно-методических пособий. /Отв. ред. Н.И.Химичева/. – Статус, 2001 – 688с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2:Страховое правоотношение.

Содержание.

Введение.

1.Страховое правоотношение.

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Страхование — это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни (дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.).

Исследование  страховых правоотношений сторон и  функции и обязанности, а также  методы регулирования отношений  в страховании является актуальным, т.к. позволяет расширить познания в области страховых отношений  между страховщиком и страхователем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Страховое правоотношение.

Страховое правоотношение представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства. В силу страхового обязательства одна сторона (страхователь) обязуется вносить другой стороне (страховщику) установленные платежи (страховую премию, или страховые взносы), а страховщик обязуется при наступлении предусмотренного события (страхового случая) выплатить при имущественном страховании - страховое возмещение, а при личном - страховую сумму.

Любое правоотношение имеет  свои определенные признаки.

Во-первых, правоотношение имеет  идеологический характер, поскольку  возникновение, изменение и прекращение  правоотношений проходит через правосознание  людей, в котором основное место  после перестройки заняло мировоззрение  перехода к рыночным отношениям и  свободному предпринимательству.

Во-вторых, правоотношение носит  волевой характер, так как оно  всегда является результатом волеизъявления обеих или одной из сторон.

В-третьих, правоотношение –  это всегда своего рода связь между  участниками через их субъективные права и юридические обязанности, поэтому оно носит двусторонний характер.

В-четвертых, правоотношение обладает характером взаимосвязанности  отношений его участников. Это  выражается во взаимных правах и обязанностях участников правоотношений.

И, в-пятых правоотношение играет регулирующую роль, которая  определяет поведение сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, определяя при этом общественную волю.

Участники страхового правоотношения: страхователь, страховщик, застрахованный, страховой агент, страховой брокер, третье лицо и др. Участники страхового правоотношения связаны между собой  правами и обязанностями, определяющими  обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. В страховых правоотношениях в качестве сторон выступают следующие лица:

Страхователь — физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или на основе договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая. Страхователь обладает определенным страховым интересом. Через страховой интерес реализуются конкретные отношения, в которые вступает страхователь со страховщиком. Страхователь, выступающий на международном страховом рынке, может также называться полисодержателем.

Страховщик — организация (юридическое лицо), проводящая страхование, принимающая на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда. В международной страховой практике для обозначения страховщика также используется термин андеррайтер. Страховщик вступает в конкретные отношения со страхователем. В своих действиях, формируя эти отношения, он руководствуется имеющимися у страхователя и в обществе в целом страховыми интересами.

Застрахованный — физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой защиты. Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования. На практике застрахованный может быть одновременно страхователем, если уплачивает денежные (страховые) взносы самостоятельно.

Принимая во внимание предмет  и метод правового регулирования, всю массу страховых правоотношений можно разделить на частные страховые  правоотношения и публичные страховые  правоотношения. Необходимо сразу отметить, что именно частные страховые  отношения занимают большую часть  всего страхования и преобладают  над публичными.

На данный момент в системе  страховых правоотношений можно  выделить лишь два вида страхования, которые подчиняются публично-правовому  регулированию: обязательное медицинское  страхование, социальное страхование (обязательное страхование занятости  населения).

В качестве существующей третьей  классификации страховых правоотношений можно назвать деление таких  правоотношений в зависимости от предмета страховой охраны.

Также классификация страховых  правоотношений может осуществляться по самым различным критериям.

С учетом объекта страхования, имущественное страхование подразделяется на подгруппы: страхование имущества, страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательских  рисков.

При делении имущественных  страховых правоотношений с учетом предмета страховой охраны можно  назвать следующие существующие виды: правоотношения, возникающие  из страхования средств наземного  транспорта; правоотношения, возникающие  из страхования средств воздушного транспорта; правоотношения, возникающие  из страхования водного транспорта; правоотношения, возникающие из страхования  грузов; правоотношения, возникающие  из страхования других видов имущества.

В зависимости от основания  наступления ответственности среди  страховых правоотношений, возникающих  из страхования гражданской ответственности, выделяют: страхование ответственности  за причинение вреда или внедоговорной  ответственности; страхование ответственности  по договору или договорной ответственности.

В свою очередь, правоотношения, возникающие из страхования предпринимательского риска также можно классифицировать по различным основаниям. Так, например, учитывая область страхования предпринимательского риска, страховые правоотношения можно  разделить на правоотношения, возникающие  из страхования предпринимательского риска в банковской, биржевой, инвестиционной и другой деятельности. [7]

Государственное регулирование  является необходимым элементом  и принципом организации страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования является обеспечение  формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых  услуг, создания необходимых условий  для деятельности страховщиков различных  организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

В систему мер государственного регулирования входят следующие.

1. Лицензирование — регистрация  страховых организаций и выдача  им лицензий на проведение  определенных видов страхования.  Лицензия на проведение страховой  деятельности выдается в соответствии  с Условиями лицензирования страховой  деятельности. Эти условия определяют:

·      — форму лицензии и ее реквизиты;

·      — требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);

Информация о работе Понятие ,предмет,метод Финансового права. Страховое правоотношение