Понятие и виды ответственности за правонарушения в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:51, реферат

Описание

Основной целью является исследование основных теоретических вопросов относительно порядка реализации мер ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и рассмотреть виды налогового правонарушения.
2. Дать определение понятию и раскрыть сущность налоговой ответственности.
3. Охарактеризовать виды ответственности за различные правонарушения в сфере налогообложения

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Характеристика налогового правонарушения и налоговой ответственности………………………………………………………………4
1.1. Понятие и виды налогового правонарушения………………………4
1.2. Понятие и сущность налоговой ответственности……………….…7
2.Виды ответственности за налоговые правонарушения………….…..10
2.1. Ответственность за налоговые правонарушения……………….….10
2.2. Ответственность за «неналоговые» правонарушения в сфере налогообложения……………………………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………..…22
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 53.95 Кб (Скачать документ)

Статья 122 НК РФ предусматривает  ответственность за неуплату или  неполную уплату сумм налога или сбора  в результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия). Объектом данного  налогового правонарушения являются налоговые  доходы бюджетов государства или  муниципальных образований.

Субъектами правонарушения являются налогоплательщики и плательщики  сборов, то есть организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ч. 1 ст. 19 НК РФ).

В соответствии со ст. 57 Конституции  РФ каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет  особый, а именно публично-правовой, характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной  власти.

Согласно ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. При  неправомерном занижении налоговой  базы, ином неправильном исчислении налога (сбора) или других неправомерных  действиях (бездействии) налогоплательщика (плательщика сбора) он привлекается к ответственности по ст. 122 НК РФ.

Таким образом, объективная  сторона налогового правонарушения, указанного в ст. 122 НК РФ, состоит  в неправомерном деянии (действии или бездействии), результатом которого является неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора. Состав данного  правонарушения - материальный, поэтому  для привлечения налогоплательщика (плательщика сбора) к ответственности  за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) необходимо установить:

- неправомерное деяние - занижение налоговой базы, иное  неправильное исчисление налога (сбора) или другое неправомерное  действие (бездействие);

- негативный результат  - неуплату или неполную уплату  сумм налога (сбора);

- причинную связь между  этими деянием и негативными  последствиями.

Субъективная сторона  налогового правонарушения, ответственность  за которое предусмотрена ст. 122 НК РФ, может выражаться как в форме  неосторожности (п. 1 ст. 122 НК РФ), так  и в форме умысла (п. 3 ст. 122 НК РФ). Причем умысел является в данном случае квалифицирующим признаком деяния.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного  неправильного исчисления налога или  других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Здесь предполагается, что противоправные деяния совершены по неосторожности.

Те же деяния, но совершенные  умышленно (квалифицированный состав), влекут более суровую ответственность - штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

 

1.2 Ответственность  за «неналоговые» правонарушения  в сфере налогообложения.

 

Неявка либо уклонение  от явки, а также неправомерный  отказ от дачи показаний либо дача заведомо ложных показаний лицом, вызываемым в качестве свидетеля.

Статья 128 НК РФ предусматривает  ответственность лица, вызываемого  в качестве свидетеля по делу о  налоговом правонарушении, за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин, а также за неправомерный  отказ от дачи показаний либо дачу заведомо ложных показаний.

Объектом налогового правонарушения, указанного в ст. 128 НК РФ, является установленный  НК РФ порядок осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

Субъектами данного правонарушения могут быть только физические лица. В соответствии с п. 1 ст. 90 НК РФ при  проведении мероприятий налогового контроля налоговые органы имеют  право вызывать в качестве свидетеля  для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо, вызываемое в качестве свидетеля, не вправе отказаться от такого вызова без  уважительных причин.

К последним, в частности, могут быть отнесены: болезнь, препятствующая даче показаний; призыв на краткосрочные военные сборы; торжественное (скорбное) событие в жизни свидетеля и т.п.

Отказ эксперта, специалиста и переводчика от участия в проведении налоговой проверки в сфере налогообложения, дача заведомоложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Статья 129 НК РФ предусматривает  ответственность эксперта, специалиста  и переводчика за отказ от участия  в проведении налоговой проверки, а также за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление  переводчиком заведомо ложного перевода. Объектом данного налогового правонарушения является установленный НК РФ порядок  осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля.

Субъектами правонарушения являются лица, привлекаемые для участия  в налоговой проверке в качестве экспертов, специалистов или переводчиков.

Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного в  п. 1 ст. 129 НК РФ, выражается в противоправном бездействии - отказе эксперта, специалиста  или переводчика от участия в  проведении налоговой проверки. Отказ  может быть заявлен в любой  форме (как письменной, так и устной), главное, чтобы он был прямым и  недвусмысленным. Однако необходимо учитывать, что отказ эксперта от дачи заключения не может расцениваться в качестве налогового правонарушения, если предоставленные  эксперту материалы являются недостаточными или если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы (п. 5 ст. 95 НК РФ).

Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного в  п. 2 ст. 129 НК РФ, напротив, характеризуется  неправомерными действиями - дачей  экспертом заведомо ложного заключения или осуществлением переводчиком заведомо ложного перевода.

Заведомо ложное заключение эксперта или заведомо ложный перевод  состоят в намеренно неправильном изложении фактов, неверной оценке и выводах, которые не только не соответствуют  действительности (полностью или  в какой-то части), но и способны повлечь  за собой необъективность результатов  всей налоговой проверки. Субъективная сторона правонарушения - умысел.

Отказ эксперта, специалиста  или переводчика от участия в  проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб.Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

Неправомерное несообщение  сведений налоговому органу

Статья 129.1 НК РФ предусматривает  ответственность за неправомерное  несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.

Объектом данного налогового правонарушения является информационное обеспечение деятельности налоговых  органов как одно из важнейших  условий осуществления эффективного налогового контроля. В целях формирования полной и достоверной информации, необходимой для осуществления  мероприятий налогового контроля, НК РФ содержит ряд норм, обязывающих  тех или иных лиц представлять налоговым органам определенные сведения.

Субъектом правонарушения является достаточно широкий круг лиц (в основном, организаций), не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. Аналогичные деяния налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов образуют самостоятельный  состав налогового правонарушения, ответственность  за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.Таким образом, для определения круга субъектов правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 129.1 НК РФ, необходимо определить, на кого, помимо налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, НК РФ возлагает обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.

Объективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 129.1 НК РФ, заключается в том, что лицо, обязанное сообщать налоговым органам  определенные сведения, неправомерно не сообщает эти сведения либо сообщает их несвоевременно. Субъективная сторона  налогового правонарушения, ответственность  за которое предусмотрена ст. 129.1 НК РФ, может характеризоваться как  умыслом, так и неосторожностью.

При этом форма вины в  данном случае на квалификацию деяния не влияет. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом  сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание  штрафа в размере 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Нарушение порядка  регистрации объектов игорного бизнеса.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ гл. 16 НК РФ была дополнена  ст. 129.2, предусматривающей ответственность  за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса. Объектом налогового правонарушения, предусмотренного в ст. 129.2 НК РФ, является установленный НК РФ порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

Субъектами правонарушения являются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую  деятельность в сфере игорного бизнеса. Таким образом, объективная сторона  налогового правонарушения, предусмотренного в ст. 129.2 НК РФ, может выражаться в двух формах. Во-первых, в занятии  игорным бизнесом без подачи в  налоговый орган заявления о  регистрации объектов налогообложения (изменении их количества). Во-вторых, в подаче в налоговый орган  заявления, содержащего заведомо ложные сведения. Субъективная сторона правонарушения - умысел.

 

Нарушение порядка регистрации  в налоговых органах объектов игорного бизнеса либо порядка регистрации  изменений количества данных объектов влечет взыскание штрафа в 3-кратном  размере ставки налога на игорный  бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Те же деяния, совершенные  более одного раза, влекут взыскание  штрафа в 6-кратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной  для соответствующего объекта налогообложения.

Таким образом, отдельным  видам налоговых правонарушений посвящена глава 16 Налогового кодекса  РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение". Эта глава содержит 13 статей, предусматривающих 25 составов налоговых правонарушений, за совершение которых на виновное лицо может быть возложена ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

.

Теория права еще не определила место ответственности  за совершение налоговых правонарушений (налоговой ответственности) в системе  видов юридической ответственности. В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным  актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение  налоговой ответственности и  это является одной из причин дискуссионности  этого вопроса. Однако анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет определить этот вид ответственности следующим  образом.

Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Очевиден, однако, тот факт, что ответственность за налоговые  правонарушения соответствует всем основным признакам юридической  ответственности и при этом имеет  ряд специфических, только ей присущих особенностей.

В качестве меры ответственности  за налоговые правонарушения Налоговый  кодекс РФ называет налоговую санкцию, которая устанавливается и применяется  только в форме штрафа. Таким образом, налоговое правонарушение в отличие  от административного проступка  не может повлечь применения таких  мер ответственности, как предупреждение, конфискация, исправительные работы и  т.д.

Отдельным видам налоговых  правонарушений посвящена глава 16 Налогового кодекса РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение". Эта глава содержит 13 статей, предусматривающих 25 составов налоговых правонарушений, за совершение которых на виновное лицо может быть возложена ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 04.05.2011).

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010)

3.Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (ред. от 29.11.2010) "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (принят ГД ФС РФ 07.07.2006)

4.Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)

5.Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 (ред. от 08.12.2008) "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков", "Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации")

6. Налоговое право Россини в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.А. Ялбулганова.

Информация о работе Понятие и виды ответственности за правонарушения в сфере налогообложения