Основные направления финансовой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:20, доклад

Описание

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……….5

1.1 Понятие финансовой политики, eё значение в развитии предприятия………………………………………………………………...5
1.2 Цели, задачи финансовой политики ………………………………..8
1.3 Основные этапы финансовой политики предприятия …………….19
1.4 Субъекты и объекты финансовой политики ………………………21

2.ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….25

2.1 Основные направления разработки финансовой политики предприятия……………………………………………………………. 25
2.2 Организация системы финансового планирования деятельности предприятия …………………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая фин политика.doc

— 57.30 Кб (Скачать документ)

В период детства, когда обороты  предприятия небольшие, предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на осуществление необходимых инвестиций для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.

В период юности рост объемов продаж, первые  прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

В период зрелости, когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и  способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

В период старости, когда происходит замедление роста оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.

Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприятиях, когда собственников много, например, крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не вовлечены в процесс принятия деловых решений, особенно на ежедневной основе, они остаются верны предприятию пока удовлетворяются их интересы.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на основные параметры функционирования предприятия.

Таким образом, финансовая политика – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Разработанная финансовая политика не может быть раз и навсегда определенной и незыблемой. Последние годы показали, насколько фундаментальными могут быть изменения в условиях хозяйствования. Кроме того, стремительные изменения продолжаются и в настоящее время на финансовых рынках, со стороны регулирования государством, в практике управления предприятием. Поэтому финансовая политика должна быть гибкой и учитывать изменения всех интересов и факторов, оказывающих на нее влияние.

В этой связи одним из основных принципов финансовой политики является то, что она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.

 

1.3. Основные этапы финансовой политики предприятия

Финансовую  политику предприятия можно еще охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который состоит из последовательных этапов и включают в себя различные инструменты и механизмы.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие этапы:

1.              Определение стратегических направлений развития.

2.              Планирование:

      стратегическое планирование;

      оперативное планирование;

      бюджетное планирование.

3.              Разработка оптимальной концепции управления:

      управление капиталом;

      управление активами;

      управление денежными потоками;

      управление ценами;

      управление издержками;

4.              Контроль:

      проверка выполнения планов;

      сравнительный анализ;

      ревизии;

      аудит.

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика касается принятия решений, оказывающих влияние на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например,  стратегическое планирование предполагает решение по поводу закупки оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. В противоположность этому в рамках краткосрочной политики решения нацелены на принятие текущих решений на срок до одного года, или период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев.  Так  краткосрочные финансовые решения принимаются, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы и концентрирует свое внимание на общей картине событий, без детального изучения отдельных компонентов этой политики.

Краткосрочная финансовая политика связана, главным образом, с анализом вопросов, оказывающих влияние на текущие активы и текущие обязательства.

Разработка и реализация финансовой политики должны постоянно контролироваться. В этой связи очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

 

1.4. Субъекты и объекты финансовой политики

Финансовая политика выступает в качестве основ процесса управления финансами предприятия. В результате предполагает субъективное и объективное начало в процессе реализации финансовой политики.

Финансовую политику предприятия определяют учредители, собственники, так как они в конечном итоге осуществляют финансовое руководство. Однако реализация финансовой политики возможна только через аппарат, или организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, которые подготавливают и реализуют финансовые решения.

Реализация финансовой политики на предприятиях осуществляется по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.

В качестве субъектов управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как  малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекаются внешние эксперты и консультанты.

В средних предприятиях текущая финансовая деятельность сосредоточена внутри других отделов (бухгалтерия, администрация и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.

В крупных компаниях есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:

      информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;

      финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;

      контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

Ответственность за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения возлагается, как правило,  на финансового директора. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, финансовый директор является  лишь советником высшего управленческого персонала.

На крупных предприятиях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако, даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в рамках стратегических направлений развития.

К основным объектам управления можно отнести следующие направления:

1.      Управление капиталом:

      определение общей потребности в капитале;

      оптимизация структуры капитала;

      минимизация цены капитала;

      обеспечение эффективного использования капитала;

2.      Дивидендная политика:

      определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;

3.      Управление активами:

      определение потребности в активах;

      оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;

      обеспечение ликвидности активов;

      ускорение цикла оборота активов;

      выбор эффективных форм и источников финансирования активов.

4.      Управление текущими издержками.

      СVP – анализ;

      минимизация издержек;

      нормирование затрат;

      оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.

5.      Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности).

      формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;

      эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование финансовой политики предприятия

 

2.1. Основные направления финансовой политики предприятия

 

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

 

-·анализ финансово-экономического состояния предприятия;

 

-·разработка учетной и налоговой политики;

 

-·выработка кредитной политики предприятия;

 

-·управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

 

-·управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

 

-·выбор дивидендной политики.

 

Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики. Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:

 

- анализ бухгалтерской отчетности;

 

- горизонтальный анализ;

 

- вертикальный анализ;

 

- трендовый анализ;

 

- расчет финансовых коэффициентов.

 

Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

 

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

 

- простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

 

- анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

 

Информация о работе Основные направления финансовой политики предприятия