Налоговые и неналоговые доходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 07:37, контрольная работа

Описание

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Содержание

Введение ..............................................................................................................................6
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................7
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета .........................................................7
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы .............................................................................9
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов............................................................15

Работа состоит из  1 файл

Р по финансам.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

    Введение ..............................................................................................................................6

    Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................7

    1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета .........................................................7

    1. 2. Налоговые и неналоговые доходы .............................................................................9

    1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов............................................................15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение

        

      Функционирование государственного  бюджета происходит посредством  особых экономических форм -  доходов  и расходов, выражающих последовательные  этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

    Эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.

    Объект  исследования в данной контрольной работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета

    1.1. Экономическое содержание доходов бюджета 
 

    Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

    Единство  бюджетной системы в новых  условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

    Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

    Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  собранием (принимается Государственной  думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

    Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

    В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.

    Доходы  бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

    В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

    Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые ключают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

    Налоги  являются главным методом перераспределения  национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

    Вторым  по своему финансовому значению доходом  бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.

    Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение  займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.

    При чрезвычайных обстоятельствах, когда  получение налоговых платежей и  займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод самый непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия. 

    1. 2. Налоговые и неналоговые доходы бюджета 

    Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

    Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

    Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

    Кроме общественного содержания, налоги имеют  материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

    Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.

    К налоговым доходам относятся  федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и  сборы, а также пени, предусмотренные  в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты(доходы акцизного типа).

    Все налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямые  налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это  налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

    Налоговая система в Российской Федерации  построена в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (принята часть первая и пять глав части второй), действующими ещё некоторыми положениями Законов РФ       “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”(принят 27 декабря 1991г.), “О государственной налоговой службе РСФСР” от 21 марта 1991г. и рядом законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В них определены принципы построения налоговой системы, её структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.

    В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

    Охарактеризуем  конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог  на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.

    Произошли изменения и в организации  отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций  отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

    В настоящее время после изменений  осталось 15 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.

    Полностью в федеральный бюджет поступают  таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует с 24 октября 1995 г.), а также платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.

    Готовятся предложения об изменении налогообложения  природных ресурсов, имея в виду ввести единый налог на природные  ресурсы вместо ныне действующих  двух налогов - налога о воспроизводстве минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование природными ресурсами (роялти). Предполагается ввести систему коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощённость природных ресурсов, дебитность скважин, а также увеличить размер поступления от роялти и ВМСБ в федеральный бюджет до 80% вместо 25%, как сегодня.

    В нефтяной отрасли на которую, приходится большая часть платежей за природные  ресурсы, предполагается объединить акцизы, которые платят компании, работающие с ресурсами, с налогом на ВМСБ.

    Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В 1997-2000гг. на них приходилось от 62% до 66% общей суммы доходов федерального бюджета, а в 2001 г.-75% и в 2002г.-72% (без учёта ЕСН).

    Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную  стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех доходов бюджета. С фискальной точки  зрения это исключительно эффективный  налог. Принципиальное отличие НДС  от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

    В Российской Федерации НДС взимается  с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие  два налога - налог с оборота и налог с продаж.1 Под “добавленной стоимостью” понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Информация о работе Налоговые и неналоговые доходы бюджетов