Национальное богатство и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание

Изучение статистики накопления национального богатства и его эффективного использования – одна из коренных проблем концепции стратегического ответа России на вызовы нового века. К настоящему времени уже имеются серьезные научные разработки и публикации о результатах проведенных исследований.
В мировой практике под национальным богатством обычно понимается совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

Содержание

Введение 2
Глава 1. 3
Национальное богатство и его элементы. 4
Методика оценки основные фондов. 13
Глава 2. 17
Анализ структуры и динамика национального богатства. 17
Основные фонды. 24
Глава 3. 38
Проблемы перехода российской статистики национального богатства и основных фондов к составлению баланса активов и пассивов. 38
Заключение 50
Список использованной литературы 52

Работа состоит из  1 файл

Статистика. Курсовая. Стат. оценка национального богатства РФ1.doc

— 495.50 Кб (Скачать документ)

   На  долю Уральского федерального округа приходилось в 2005 г. 17,9% основных фондов РФ, в 2006 г. -  19,1%, в 2007 г. – 19,4%. Наибольшее количество основных фондов в Тюменской области (в 2007 г. – 70% от всего округа).

   Сибирский федеральный округ владел в 2005 г. 11,4% основных фондов, в 2006 г. – 10,7%, в 2007 г. 10,6%. Основные фонды в этом округе распределены равномерно, однако самая маленькая их доля приходится на республику Тыва и республику Алтай (в 2007 г. около 0,44% и 0,5% соответственно).

   И Дальневосточный федеральный округ  владел в 2005 г. 5,7%, в 2006 г. – 5,3% и в 2007г. – 5,2% основных фондов РФ. В этом федеральном округе наиболее богатыми основными фондами являются республика Саха, Приморский край и Хабаровский край и Амурская область (в 2007 г. в среднем около 19% каждый).

   Следовательно, в 2007 г. основные фонды были распределены по субъектам РФ следующим образом:

   Первое  место по количеству основных фондов занимает Центральный федеральный  округ (27,8%), далее идут Уральский (19,4%) и Приволжский (17,8%) федеральные округа, далее Сибирский (10,6%), Северо-западный (10,5%)  и Южный (8,7%) федеральные округа и наименьшее количество основных фондов РФ у Дальневосточного федерального округа (5,2%).

   Тенденция к росту основных фондов наблюдается  лишь у Центрального федерального округа (за 3 года на 42%). Количество основных фондов у других федеральных округов либо остается стабильным, либо уменьшается (Южный и Приволжский ф.о.).

   На  долю Москвы приходится 46% основных фондов от Центрального федерального округа и 12,9% от основных фондов всей Российской Федерации. 

   Далее исследуем структуру основных фондов РФ по видам экономической деятельности и ее изменение за период 2005- 2008 гг. 

   Наибольшая  доля основных фондов приходится на транспорт  и связь (в 2005 г. –28,6%, в 2006 г. – 32,6%, в 2007 г. – 33,%, в 2008 г.  – 32,2%).

   Вторая  по величине часть основных фондов находится в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением  услуг (в 2005 г. – 24,9%, в 2006 г. – 23,2%, в 2007 г. – 22,4%, в 2008 г. 22%).

   Доля  основных фондов в обрабатывающих производствах  с 2005г. по 2008г. составляла соответственно: 8,9%, 8,4%, 8,4% и 8,9%.

   На  добычу полезных ископаемых за этот период основных фондов приходилось:

   7,1%, 7,7%, 8,3% и 8,6%.

   На  производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2005 г. приходилось 9% основных фондов, в 2006 г. – 8,5%, в 2006 г. – 8% и в 2007 г. – 7,6%.

   На  государственное управление, обеспечение  военной безопасности и обязательное социальное обеспечение приходилось  в 2005 г. – 3%, в 2006 г. 2,8%, в 2007 г. – 3,2%, в 2008 г. – 3,4% основных фондов.

   На  сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство основных приходилось в 2005 г. – 4,2%, в 2006 г. -  3,6%, в 2007 г. – 3,4%, в 2008 г. – 3,3%.

   На  предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг приходилось в 2005 г. и в 2006г. по 2,5%,а в 2007г. и в 2008 г. по 2,6%.

   На  здравоохранение и предоставление социальных услуг в 2005 г. – 2,7%, в 2006   г. -  2,5%, в 2007 г. – 2,4%, и в 2008 г. также 2,4%.

   На  оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходилось в 2005 г. – 1,7%, в 2006 г. 1,6%, в 2007 г. 2%, в 2008 г. 2,4%.

   На  строительство приходится в 2005 г. 2%, в 2006 г. – 1,5%, в 2007 г. – 1,4%, в 2008 г. 1,5%.

   В финансовой деятельности находится  в 2005 г. – 1%, в 2006 г. – 1,2%, в 2007 г. – 1,2%, в 2008 г. – 1,4% основных фондов.

   На  гостиницы и рестораны приходится в 2005 г. и в 2006 г.  - 0,7%, в 2007 г. и в 2008 г. – 0,6%.

   И наименьшее количество основных фондов находится в рыболовстве и рыболовстве: в 2005 г. -  0,1%, в 2006 г. – 0,2%, а в 2007 и в 2008 гг.  по 0,1%.

   По  итогам исследования, количество основных фондов за этот период уменьшилось  в таких видах экономической  деятельности  как – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг.

   Существует  тенденция к увеличению основных фондов в: добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность и государственное управление и обеспечение военной безопасностью и обязательное социальное обеспечение.

   Количество  основных фондов в других видах экономической деятельности остается стабильным.

   Если  говорить о вводе в действие основных фондов по видам экономической деятельности (см. Приложение), то наибольшее их количество введено в транспорт и связь (в 2005 г. – 22,6% к итогу, в 2006 г. и в 2007 г. 22,4%).

   Также наибольшее количество основных фондов введено в обрабатывающие производства (в 2005 г.  – 17,2%, в 2006 г. -  14,8%, в 2007 г. – 16,2%), в добычу полезных ископаемых (в 2005 г. – 14,7%, в 2006 г. 11,7%, в 2007 г. – 13,3%), в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (в 2005 г. 13,9%, в 2006 г. – 11,6%, в 2007 г. – 13%).

   Возросло  введение основных фондов  в государственное  управление и обеспечение военной  безопасности и обязательное социальное обеспечение и в финансовую деятельность. 

   Также рассмотрим расчет основных фондов на фирмах, на примере одной из них.

     По  двум промышленным предприятиям, входящим в одну фирму, имеются следующие  данные:

№ предприятия      Объем промышленной продукции, тыс. руб.      Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
     базисный  год      отчетный  год базисный год      отчетный  год
     1.

     2.

     42300

     58200

     46500

     67400

     83900

     210300

     94100

     239500

Итого:      100500      113900      294200      333600

 

1. Уровни  фондоотдачи в базисном году(V0 = Q00), руб. на рубль основных фондов:

     где V0 – уровень фондоотдачи в базисном году,

           Q0 – объем промышленной продукции в базисном году,

           Ф0 - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

     По  первому предприятию: V0   = 0,5

     По второму предприятию: V0 = / = 0,28;

     по  фирме в целом V0 =   = 0,34

     Уровни  фондоотдачи в отчетном году (V1 = Q11), руб. на рубль основных фондов:

     По первому предприятию:  = 0,49;

     По второму предприятию: = 0,28;

     по  фирме в целом: V1 = = 0,34.

     2. Динамику фондоотдачи по фирме  в целом характеризуем с помощью  индексов:

       индекс фондоотдачи переменного  состава:

     Iv1 = V1/V0 = = 1 или 100% - следовательно, фондоотдача по фирме в отчетном году по сравнению с базисным не изменилась.

     Индекс  фондоотдачи постоянного состава:

     Iv = = 1 или 100%

     Следовательно, под влиянием изменения уровня фондоотдачи  на каждом предприятии в отдельности  фондоотдача по фирме в целом  не изменилась.

     Индекс  средней фондоотдачи структурных  сдвигов:

     IVф.(V) = ((0,5*94100+0,28*239500)/(94100+239500))/((0,5*83900+0,28*210300)/ (83900+210300)) = 0,34/0,34= 1 или 100%.

     В результате структурных изменений  средняя фондоотдача в отчетном периоде не изменилась.

 

      Глава 3.

     Проблемы  перехода российской статистики национального  богатства и основных фондов к составлению  баланса активов  и пассивов.

 

     Важнейшей задачей российской статистики национального богатства и основных фондов является переход к составлению баланса активов и пассивов.

     Баланс  активов и пассивов, как известно, представляет собой таблицу или систему таблиц, в обобщенной форме характеризующих экономическое положение страны и имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Он отражает:

  • результаты всей предшествующей экономической деятельности по созданию, выявлению, сохранению ресурсов, образованию и выполнению ее финансовых обязательств;
  • изменение стоимости ресурсов и обязательств в течение отчетного периода (как правило, года) в целом и но причинам изменений;
  • наличие ресурсов для последующей экономической 
    деятельности.

     Наряду  с другими обобщающими показателями системы национальных счетов, данные баланса могут быть использованы для комплексного анализа процессов накопления и использования экономического потенциала страны и их влияния на ее социально-экономическое развитие.

     В настоящее время в российской статистике баланс активов и пассивов, в котором все экономические активы должны учитываться по методологии СНС, не составляется. Осуществляется стоимостный учет отдельных видов нефинансовых экономических активов: основных фондов, материальных оборотных средств, потребительских товаров длительного пользования, находящихся в собственности домашних хозяйств, данные о которых приводятся в качестве стоимости элементов национального богатства.

     Поскольку из экономических активов в статистике наиболее подробно осуществляется статистическое наблюдение по основным фондам, проблемы перехода статистики национального богатства к методологии составления баланса активов и пассивов рассмотрены преимущественно на примере основных фондов.

     Проблемы  перехода от существующего учета  основных фондов к их учету по методологии СНС связаны с различиями в:

  • составе основных фондов;
  • принципах оценки наличия основных фондов;
  • принципах отражения изменения стоимости основных фондов в течение года.

     Отличия в составе основных фондов состоят  преимущественно в отношении  к незавершенным объектам - в СНС за критерий включения объектов в состав основных фондов принимается не возможность их эксплуатации, как в существующем российском учете, а переход в собственность владельца, который предполагает использовать их в процессе производства в качестве основных фондов, то есть неоднократно или постоянно, причем готовность к участию в этом процессе не имеет значения. Это касается незавершенного строительства зданий и сооружений, скота-молодняка, многолетних насаждений, не достигших плодоносящего возраста, незавершенного производства оборудования при длительном цикле производства (судов, самолетов), неустановленного оборудования.

     Кроме того, в СНС, в отличие от существующего  российского учета, не исключаются «автоматически» из состава основных фондов (по группе «скот») такие виды мелкого скота, как кролики, рыба, домашняя птица и пчелы, если они удовлетворяют определению основных фондов, используются неоднократно или постоянно, являются результатом производства (выращивания), находятся под прямым контролем, ответственностью и управлением владельцев, которые могут получать от этого экономические выгоды. В то же время в СНС находит отражение положение о том, что служащие более года мелкие и не дорогостоящие объекты могут, в зависимости от особенностей учета в тех или иных странах, относиться либо к материальным оборотным средствам, либо к основным' фондам. В российском бухгалтерском учете и основанном на его данных статистическом учете стоимостный критерий разграничения основных фондов и материальных оборотных средств в настоящее время отсутствует.

Информация о работе Национальное богатство и его элементы