Метод финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:57, реферат

Описание

Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования).

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">ности с нормой финансового права;

- государственно - принудительный характер при-

менения финансово - правовых санкций за неисполнение

или ненадлежащие исполнение обязанностей, возложен-

ных на субъектов финансовых правоотношений.!

Результатом применения финансово - правовой сан-

кции  является финансово - правовая ответственность.

Меры  финансово - правовой ответственности  в

большинстве случаев носят имущественный  характер.

Таковы начисления пени на просроченные платежи, под-

лежащие уплате в бюджеты или государственные  целе-

вые фонды, штрафы, прекращение финансирования или

кредитования  и др.

По своему содержанию финансово - правовые нор-

мы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные  финаисово - правовые нормы

закрепляют  виды и объем средств, которые  должны по-

ступить в централизованные и децентрализованные

фонды из различных источников, а также  объем расхо-

дов, которые  будут осуществлены за счет этих фондов.

Т. е. они определяют материальное содержание юриди-

ческих  прав и обязанностей участников финансовых

правоотношений.

Процессуальные  финансово - правовые нормы 

Пишний  А.Г. Поняття фтансово - правово1 санкци. Проблемы фшан-

сового  права. Мднародна наукова конференц1я. Чертвцг. Рута, 1996, с.76.

35

устанавливают порядок деятельности в области  форми-

рования, распределения и использования  централизо-

ванных  и децентрализованных фондов средств.

В отличие  от некоторых других отраслей права  фи-

нансовое  право концентрирует в единую совокупность

материальные  и процессуальные нормы. Исключением

является  только бюджетное право, в котором

материальные  нормы составляют институт

бюджетного  устройства, а процессуальные - бюджет-

ного  процесса.

В зависимости  от способа воздействия на участни-

ков финансовых отношений, определяющих характер их

юридических прав и обязанностей, финансово - право-

вые нормы  подразделяются на три вида: обязывающие,

запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие финансово - правовые нормы

требуют от субъектов финансовых отношений совер-

шить  определенные действия, устанавливают  их обя-

занности  в сфере этих отношений. Например, ст.67

Конституции Украины установлена обязанность  каждо-

го гражданина уплачивать налоги и сборы в порядке  и

размерах, установленных законом.

Запрещающие финансово - правовые нормы со-

держат  запрет на совершение определенных действий

в области  финансов, устанавливают обязанность  участ-

ников финансовых отношений воздержаться от них .

Так, согласно ст. 7 Декрета КМУ № 15 - 93 от 19.02.93 г.

<О  системе валютного регулирования  и валютного кон-

троля> запрещается осуществление расчетов в валюте

Украины в рамках торгового оборота между  резидента-

ми и  нерезидентами без индивидуальной лицензии НБУ.

Уполномочивающие  финансово - правовые

36

нормы закрепляют права участников финансовых от-

ношений на совершение определенных действий в пре-

дусмотренных  рамках. Они предоставляют возможность

применения  самостоятельных решений в области  фи-

нансов, но в строго установленных пределах. Напри-

мер, согласно ст. 15 Закона Украины <О системе

налогообложения> в редакции от 18.02.97 г. местные

налоги  и сборы, механизм взимания, порядок  уплаты

устанавливается местными советами согласно перечню

и в  пределах размеров ставок, установленных  законами

Украины.

Особым  видом финансово - правовых норм явля-

ются  нормы технике - юридические, которыми регу-

лируется  учет поступлений и расходов средств

соответствующих фондов, порядок оформления доку-

ментов  по денежным операциям. Но, при этом надо

признать, что существуют определенные основания рас-

сматривать  такие нормы в качестве разновидности  про-

цессуальных финансово - правовых норм. 
 

Финансовые  правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые  правоотношения отличаются тем, что  они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо  выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Субъекты  финансового правоотношения. Следует различать понятие "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения".

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере  финансовой деятельности принадлежат  субъектам финансового права.

Субъектами  финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое  правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Финансовые  правоотношения можно классифицировать:

а) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

бюджетные правоотношения;

налоговые правоотношения;

неналоговые правоотношения;

финансовые  правоотношения в области государственного кредита;

финансовые  правоотношения в области страхования;

правоотношения, возникающие при осуществлении  государственных расходов, в том  числе и при сметно-бюджетном  финансировании;

финансовые  правоотношения в области банковской деятельности;

финансовые  правоотношения, возникающие в области  денежного обращения и расчетов;

валютные  правоотношения;

б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

органами  государственной власти; органами государственной  власти и управления общей компетенции;

вышестоящими  и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

финансовыми органами и гражданами;

самими  финансово-кредитными органами.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового  нормативного или индивидуального  юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает  во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и  законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Информация о работе Метод финансового права