Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 02:24, контрольная работа

Описание

Основными задачами счётной палаты РФ является:
Организация контроля исполнения
федерального бюджета и внебюджетных фондов;
Подготовка положений по устранению обнаруженных
нарушений и упорядочению бюджетного процесса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1.1 Понятие финансового контроля, его задачи

1.2 Классификация финансового контроля
1.3 Методы
финансового контроля
2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие организационно-правовых форм и
методов финансового контроля
2.1.1 Государственный
финансовый контроль
2.1.2 Негосударственный финансовый
контроль
2.2 Проблемы финансового контроля в РФ, пути их
решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

РФ.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

   предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации  
предприятий, признании сделок недействительными.
 

   Что касается ведомственного финансового  
контроля, то особенно останавливаться на этом вопросе нет необходимости. Данный  контроль 
осуществляется структурными специализированными подразделениями внутри  министерств,  ведомств и 
предприятий по  общепринятой методике.

 

 

<H3 
align="center">Негосударственный финансовый контроль

   Следует отметить, что в Российской 
Федерации с  недавнего времени действует институт независимого финансового контроля  (аудиторство) и 
аудиторских организаций.

   Аудиторство – организационная форма финансового  контроля за 
финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и  организаций. Свои услуги 
аудиторские фирмы оказывают предприятиям не зависимо  от форм собственности на платной основе. 
Аудиторские фирмы являются  независимыми организациями. Правовая основа для независимого аудита –  
Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности».

   По  сути 
дела, аудитор, это независимый,  высококвалифицированный в области финансов, учёта и контроля 
специалист.  Аудиторы объединены в Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать  подготовке 
и переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество  знаний и профессиональных навыков 
аудиторов.

   Аудит может быть внутренним и внешним.

   Внутренний  аудит, - это аудит, 
который  осуществляется  специализированной  аудиторской службой предприятия. Внутренний аудит 
проводится в целях повышения  эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и 
хозяйственной деятельности предприятия, а также для повышения рентабельности и прибыли. В задачи 
внутреннего аудита входит:

   проверка  соблюдения принципов и правил бухгалтерского  учета при 
подготовке ежегодной отчетности;

   проработка  рекомендаций внешних 
аудиторов;

   консультирование  руководства фирмы по всем вопросам  финансовой стратегии 
предприятия;

   проверка  своевременности, надежности и точности  финансовой информации, 
подготовленной для руководства филиалами центральных  органов;

   анализ  адекватности и 
эффективности мероприятий по  обеспечению сохранности активов;

   выявление резервов экономии 
ликвидных средств;

   определение эффективности финансово-хозяйственной  деятельности фирмы и 
филиала и т.д. 

   Внешний аудит подразумевает проведение аудита  специальными аудиторскими 
фирмами по договору с государственными налоговыми и  другими органами, предприятиями, другими 
пользователями - банками, иностранными  партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. 
Основная задача внешнего  аудита заключается в проверке достоверности финансовой отчётности 
проверяемых  предприятий.

   Например, банк решает вопрос о выдаче крупного  кредита 
предприятию «Альфа». Для того, чтобы решить вопрос о выдаче кредита,  банк требует от клиента 
финансовую отчётность. Но эта финансовая отчётность  может быть преднамеренно искажена клиентом, 
поэтому существует необходимость в  проведении независимой проверки её достоверности. В этом случае 
привлекается  независимый аудит.

   Кроме этого, к независимому аудиту обращаются  для 
разработки рекомендаций по улучшению деятельности хозяйствующих субъектов,  повышению их финансовых 
результатов.

   Стоящие перед независимым аудитом задачи  решаются путём проведения следующих 
мероприятий:

   финансовые  экспертизы;

   проверки  и ревизии финансово-хозяйственной  и  
коммерческой деятельности предприятий и организаций;

   контроль  за правильностью определения 
доходов,  подлежащих налогообложению, предотвращение их занижения и возможность избежания  взыскания 
штрафных санкций;

   консультирование  по вопросам организации учета и  управления, составления 
отчетности;

   проверку  правильности и эффективности внутрифирменного  финансового контроля и 
аудита.

   Аудиторские услуги разнообразны. Среди  предоставляемых  аудиторскими фирмами услуг 
можно выделить:

   постановка  и организация бухгалтерского учёта  на  
предприятии;

   подготовка  документов, необходимых при создании  совместных предприятий или 
акционерных обществ;

   разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового,  страхового и 
иного законодательства;

   другие  вопросы финансово-хозяйственной  деятельности  
предприятия.

   На  первом месте среди услуг аудиторских фирм  находится контрольная 
деятельность.

   Аудиторская проверка состоит из следующих  этапов:

   подготовительный 
этап. На этом этапе проверяется  достоверность финансовых отчётов, подбирается материал для анализа, 
проверяется сопоставимость и взаимосвязь различных показателей отчётности;

   аналитический 
расчёт. Осуществляется анализ материала,  подобранного на первом этапе;

   обобщение 
результатов и формулированию экспертно -  аудиторской оценки.

   Основное  отличие независимого 
аудита от других  организационно-правовых форм финансового контроля заключается в платности  услуг, 
предоставляемых аудиторскими фирмами. В этом заключается независимость  (в том числе экономическая) 
аудиторов.

   Но  возникает закономерный вопрос. Если  аудиторская фирма получает деньги от 
определённого заказчика, то может  возникнуть такая ситуация, что аудитор будет выполнять требования 
и «пожелания»  заказчика, а именно, аудитор может сознательно исказить результаты аудита в  пользу 
заказчика. Но на самом деле такая ситуация мало вероятна. Аудиторская  деятельность в РФ 
лицензируется государством, что подразумевает определённый  контроль и определённые правила, которые 
должны соблюдать все аудиторы, иначе  они могут лишиться права заниматься данным видом 
деятельности.

   Внутрихозяйственный контроль автором отдельно не  рассматривается, так как его 
осуществление строится по тем же принципам, что и  другие формы финансового контроля, но только с 
тем отличием, что этот контроль,  также, как и ведомственный контроль, проводится внутри предприятия 
(группы  предприятий) силами и средствами самого предприятия.

   

   3 Проблемы финансового 
контроля в РФ, пути их решения

   Как  уже отмечалось выше, главным недостатком  финансового 
контроля в РФ является  отсутствие единого закона «О государственном финансовом контроле». Таким  
образом, одним из направлений в улучшении положения финансового контроля в  России является 
разработка мер, направленных на принятие этого закона. 

     Кроме  этого, как отмечают  многие 
специалисты, для Российской Федерации актуальной  является проблема применения современных 
технологий в сфере финансового  контроля. Здесь необходима разработка различных информационных баз, 
содержащих  необходимые для финансового контроля сведения о субъектах хозяйственной  деятельности 
РФ. Процесс внедрения новых информационных технологий в  государственном финансовом контроле связан 
с концепцией «электронного  правительства», без чего не возможно создание эффективного государства. 
 

     Как  отметил на состоявшемся 12 мая 2004 г. в Лондоне открытии  международного  семинара 
«Аудит в XXI веке»  Председатель счётной палаты РФ Сергей Степашин, информатизация стала одним из  
главных ресурсов развития человечества в XXI веке, и выпадение какой-нибудь страны из этого 
процесса,  безусловно, приведёт к её отставанию во всех планах. Поэтому создание в России  
«электронного правительства» является проблемой не только самого правительства,  но и всех граждан 
России. 

     Кроме  этого, в руководящих  кругах в настоящее время обсуждается  вопрос о степени  
самостоятельности Счётной палаты в РФ. В настоящее время Счётная палата связана  с законодательными 
органами России, а значит, представляет их интерес. Поэтому,  государственный финансовый контроль в 
РФ, наряду с государственным носит ещё и  общественный характер.   

     И ещё одна проблема, 
связанная с финансовым контролем в РФ.  Это проблема формы контроля. Как правило, в РФ преобладает 
так называемый  последующий государственный финансовый контроль. То есть, вся система  
контролирующих органов построена по принципу выявления правонарушений и  преступлений. То есть, все 
проверки проводятся после окончания отчётного  периода и результат этих проверок сводится к 
выявлению или не выявлению уже  совершённого правонарушения или преступления. Такой подход к 
вопросам  финансового контроля  понятен.  Последующий финансовый контроль связан с меньшим риском 
ошибок со стороны  контролирующих органов и с меньшей ответственностью. 

     Между тем, 
эффективность  предварительного (предупреждения преступлений и правонарушений) и текущего  контроля 
намного выше, чем последующего. Кроме того, предоставление ряда  полномочий налоговым органам 
подчинено принципам «взыскивать налоги любой  ценой» и никак не соизмеримо с тяжестью налоговых 
правонарушений предприятий и  организаций. Приостановление операций по счетам в банках за не 
представление  документов, связанных и исчислением и уплатой налогов, помимо прочего,  усугубляет 
финансовое положение налогоплательщика и нередко делает процесс его  несостоятельности практически 
необратимым. 

     Кроме этого, существует проблема  контроля за исполнением  федерального  бюджета. 
Как правило, финансовые потоки редко исследуются до  конца. То есть, осуществляется планирование 
бюджета, его исполнение и т.д., но  доскональной оперативной проверки законности использования 
бюджетных средств  никто не проводит. Вопросы законности использования бюджетных средств начинают  
затрагиваться, только при появлении заинтересованной стороны. Оперативный контроль,  который 
осуществляет казначейство, в большей мере является поверхностным  финансовым контролем, при котором 
проверяется законность списания или  зачисления денежных средств на счета и со счетов. Вопросы 
конечного потребителя  бюджетных средств, при этом упускаются. Например, выделяются из федерального  
бюджета средства на строительство в регионе. Управление строительства заключает  договор с 
подрядчиком (!!!), подрядчик предоставляет сметы (!!!), затем акт  приёмки работ (!!!) и списание 
бюджетных средств. С точки зрения казначейства,  - всё правильно и «чисто», но… В этой схеме очень 
много мест, которые мягко  говоря, способствуют проявлению повсеместной коррупции. Например, в 
качестве  подрядчика выступают «приближённые» фирмы. Сметы этими «приближёнными» составляются  
завышенными, а акты приёмки работ, как правило, копируют сметы, то есть, всё  что было «намечено» в 
смете отмечается как выполненное и всеми безоговорочно  подписывается. Приведённый пример, - это 
один из примеров хищения бюджетных  средств, но этими вопросами ни одно контролирующее ведомство в 
РФ не  занимается. Все проверки, как правило, носят поверхностный характер. 

     Здесь можно 
предложить создать в системе Счётной палаты  правоохранительный орган, который будет наделён правом 
осуществления оперативно-розыскной  деятельности. Эта оперативно-розыскная деятельность должна быть 
направлена на  оперативный контроль за использованием бюджетных средств, на проверку  «коммерческих» 
связей между органами исполнительной власти и различными  подрядчиками, которые осваивают бюджетные 
средства, а также на контроль за  законностью заключения тендерных (при проведении конкурса на 
поставку, на  подрядные работы и т.д.) договоров. 

     Что касается структуры Счётной палаты, то 
необходимо создать  на местах (в субъектах федерации) её представительства или структурные  
подразделения. Эти меры должны усилить финансовый контроль за использованием  бюджетных средств на 
местах.

Информация о работе Финансовый контроль