Финансовый контроль в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.

Содержание

Введение
1. Финансовый контроль – основная форма государственного контроля
1.1 Система финансового контроля………………………………….6-7
1.2 Органы финансового контроля………………………………….7-10
2. Формы методы и организация финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля………………………………...11-12
2.2 Методы финансового контроля……………………………….12-16
3. Аудит в системе финансового контроля
3.1 Понятие и предмет аудиторской деятельности……………….17-18
3.2 Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной…………………………………………………………….........19
4.Финансовый контроль в РФ как функция финансового управления...20-25
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Финансовый контроль в Республике Беларусь.docx

— 51.97 Кб (Скачать документ)

Высшим  специализированным органом финансового  контроля является КГК. Конституция  РБ указывает на то, что этот орган  осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных  органов, регулирующих отношения государственной  собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции  комитета входит осуществления контроля за исполнением законодательных  актов, регулирующих отношения государственной  собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств; расходованием  средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных  социально – экономических программ; инвестиционной деятельностью органов  государственного управления и хозяйствующих  субъектов; использованием исполнительными  и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а так же сроками и полной их поступления от экспорта товаров  и услуг, состоянием контрольно-ревизионной  работы в органах исполнительной власти, а так же некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные  с финансовыми отношениями.

     Широкими  полномочиями в области финансового  контроля наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересов  государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием  по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в  министерствах и ведомствах.

     Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные  законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

     В системе Министерства финансов исключительно  контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное  управление и его органы на местах. Основными задачами ГКРУ являются: осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственный материальных и денежных ресурсов.

     К специализированным органам государственного финансового контроля относится  Государственный налоговый комитет  преобразованный из Главной государственной  налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной  задачей является осуществление  в пределах в пределах своей компетенции  контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права  и обязанности налоговых органов  сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный  налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и  районном уровнях.( о их структуре  и компетенции будет сказано  ниже)

     Значительный  объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой  деятельностью.

     Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового  контроля, при проведении ревизий  и проверок финансово-хозяйственной  деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а так  же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются  едиными требованиями, изложенными  в Указе президента « О некоторых  мерах по совершенствованию координации  деятельности контролирующих органов  РБ и порядке организации и проведении проверок ( ревизий ) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций»

     Современные условия вызывают необходимость  одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании  с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях  в республике создана система  органов независимого финансового  контроля - аудит. Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью  оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных  операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов  собственников, оказание помощи субъектам  хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме  эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 0811.1994 «Об аудиторской деятельности» (Ведомости  Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 573)

     Аудиторы  оказывают предприятиям услуги, предусмотренные  Законом об аудиторской деятельности.

     Регулирование аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после  аттестации соответствующей комиссией  лицензии на занятие аудиторской  деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями  порядка осуществления аудиторской  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формы методы и организация финансового контроля

2.1 Формы финансового  контроля 

     Формы финансового контроля - это способы  конкретного выражения и организаций  контрольных действий.

     Финансовый  контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.

     Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно  финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль позволяет так же оперативно “замерять”отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

     Последующий контроль производится после совершения операции т.е. после того, выполнены  планы, поступили доходы, израсходованы  денежные средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление  технических нарушений финансового  законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме  контроля производится проверка финансово-хозяйственных  операций за истекший период на предмет  законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа  отчетов, баланса, проверок и ревизий  непосредственно на предприятии.

2.2 Методы финансового контроля 

     Финансовый  контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые  принято обозначать понятием «методы».

     Методы  финансового контроля – это приемы, средства и способы его осуществления.

     К основным методам относятся:

1) наблюдение

2) проверка

3) обследование

4) анализ

5) ревизия

1) Наблюдение- это направленное на общее  ознакомление с состоянием финансовой  деятельности объекты контроля  действия.

2) Проверка  – это исследование отдельных  вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других  объектов с целью выявления  нарушения финансовой дисциплины.

3) Обследование  – производится в отношении  отдельных сторон финансовой  деятельности. При этом используют  анкетирование и опрос.

4) Анализ  – направлен так же на выявления  нарушений финансовой дисциплины.

5) Ревизия  – детальное исследование финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого субъекта  с целью выявления нарушений  законности, целесообразности и  эффективности.

     Ревизии подразделяются на несколько видов:

1) по  содержанию ( доказательные и фактические)

2) по  способу назначения ( плановые и  внеплановые)

3) по  степени охвата данных ( сплошные  и выборочные)

4) по  объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)

     Проверки  и ревизии – самые эффективные  методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина  проверяемых вопросов.

     Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные  проверки.

     Формальная  проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма  документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые  подписи, печати, штампы и прилагаемые  к нему другие документы.

     Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается  достоверность расходования и оприходования  материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой  производится сличение действительного  наличия материально-денежных средств  с учетными данными. При фактических  проверках могут производиться  контрольные замеры, химико-технологический  анализ и т.п.

     Важным  методом установления достоверности  финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она  производится в тех случаях, когда  возникает сомнение в подлинности  и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет  ли расхождения в документах подконтрольного  объекта с документами его  партнеров.

     Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление  одной и той же операции, отраженной в различных документах.

     Аналитико-нормативная  проверка заключается в сопоставлении  учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные  отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными  нормами, что позволяет фактические  затраты показывать на уровне таких  норм. Завышенные нормы – фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

     Тематическая  ревизия проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

     Комплексная ревизия включает все участки  и широкий круг вопросов. Она позволяет  более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии  проводятся, как правило, группой  ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время  такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей  и денежных средств.

     Практика  показывает, что самым действенным  методом финансового контроля является ревизия, при которой производится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

     Ревизии производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости полноты  и охвата деятельности ревизуемого  объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

     Полная  документальная ревизия предполагает проверку всех финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, организации, учреждения.

     При частичной ревизии производится проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности.

Информация о работе Финансовый контроль в Республики Беларусь