Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 05:58, курсовая работа

Описание

Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. То есть., денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений.
Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.
Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СФЕРА И ЗВЕНЬЯ 2
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 2
3. СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2

Работа состоит из  1 файл

фин.пр..docx

— 59.04 Кб (Скачать документ)

Основными задачами Минфина России являются:

* разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

* концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

* совершенствование бюджетной системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

* осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

* разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

* и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации образовано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. в соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г. № 864, оно образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство подчиняется Минфину России.

Основные задачи, возложенные на органы казначейства, следующие:

* организация и контроль над исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства;

* регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;

* сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

* ведение операций по учету государственной казны РФ;

* управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам создано Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. вместо Государственной налоговой службы РФ. Это министерство входит в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и Правительству страны, имеет территориальные подразделения в субъектах Федерации и городах с районным делением.

Главными задачами данного министерства являются:

* контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах;

* контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами и представляют собой единую систему, в которую входят:

- Государственный таможенный комитет,

- региональные таможенные управления,

-таможни, таможенные посты.

Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г.

Таможенные органы выполняют следующие основные задачи в области финансов:

* обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность и защищают экономические интересы страны;

* взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

* участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализуют эти меры;

* ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства;

* осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции.

Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ (Банком России), который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов. Банк России действует в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. (в ред. от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями). Он является юридическим лицом, осуществляя при этом функции органа государственного управления, имеющего властные полномочия. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ) созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Средства фондов имеют строго целевое назначение и находятся в ведении органов государственного управления с одноименными названиями. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица.  В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации” от 05.08.00 изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. С 1 января 2001 г. взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога (взноса). При этом контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения взносов в указанные фонды возложен на налоговые органы Российской Федерации.

Главным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих субъектов. Именно в процессе деятельности предприятий и организаций создается национальное богатство, которое в последующем распределяется и перераспределяется посредством воздействия властных финансовых рычагов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы отличаются от денег. Если деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты общественного труда, то финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль рублем за расходом денежных средств. Финансы выражают денежное отношение, в результате которого обеспечивается планомерное образование, распределение и использование денежных фондов и фондов государства, организаций и населения.

В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. В настоящей статье финансовая система рассматривается как элемент государственного хозяйства, обеспечивающий взаимосвязанное развитие всех его территориальных частей. Другими словами, речь идет о региональной (территориальной) проекции финансовой системы, то есть об организации финансовых потоков между центром, регионами и населением. Целью данного сегмента системы государственных финансов является согласование локальных (региональных) и общих (государственных) интересов в социально-экономическом развитии страны.

Особенности становления понимаемой таким образом финансовой системы России определялись, в первую очередь, особенностями устройства государства, отличавшими наше отечество от европейских стран.  Развитие финансовой системы России происходило в непосредственной связи с эволюцией институтов ее государственного устройства. Более того, можно утверждать, что само формирование перечисленных институтов в значительной мере стимулировалось поисками оптимальной организации материальных и финансовых потоков в государстве. Об этом свидетельствуют уже первые известные факты экономической истории нашей страны. Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

  1. бюджетная система;
  2. внебюджетные целевые фонды;
  3. финансы предприятий и организаций;
  4. фонды имущественного и личного страхования;
  5. кредит (государственный, муниципальный и банковский).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Заявление Правительства и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 2002 год. 7 марта 2002 г.

2. О ходе выполнения Уточненного плана действий Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)” и программы Правительства Российской Федерации “Развитие реформ и стабилизация российской экономики”. М. 2002 г.

3. Проект программы Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие Российской экономики в 1995 - 1997 годах.” М. 24 марта 1998 г. 

4. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 - 349.

5. Денежно-кредитная система России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 3 - 6.

6. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги и кредит. 1993. № 1. С. 3 - 23.

7. Заявление правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1994 году // Деньги и кредит. 1994. № 4. С. 3 - 7.

8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 17.

90. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2. С. 21 - 22.

10. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Гл. 16, 17.

11. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика. М. 1993. Гл. 27, 29.

12. Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование // Деньги и кредит. 1994. № 5-6. С. 68 - 71.


Информация о работе Финансовая система государства