Финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:07, курс лекций

Описание

Рыночная экономика при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

Содержание

Понятие финансов
Финансовая система Российской Федерации
Финансовая деятельность государства
Методы осуществления финансовой деятельности
Принципы финансовой деятельности
Система органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства
Правовые формы финансовой деятельности

Работа состоит из  1 файл

фин право.doc

— 533.00 Кб (Скачать документ)

предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании  налоговых санкций с лиц, допустивших  нарушения законодательства о налогах  и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидации организации любой  организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством  РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий); в иных случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом;

•   другие права, предусмотренные  Налоговым кодексом.

Вступая в налоговые правоотношения с налогоплательщиками и другими  лицами, налоговые органы обязаны:

•   соблюдать законодательство о налогах и сборах;

•   осуществлять контроль за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

•   вести в установленном  порядке учет налогоплательщиков;

•   проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

•   осуществлять возврат или  зачет излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм налогов, пеней  и штрафов в порядке, предусмотренном  Налоговым кодексом РФ;

•   соблюдать налоговую тайну;

•   направлять налогоплательщику  и иному обязанному лицу копии  акта налоговой проверки и решения  налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в трехдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

 

4. Финансовая ответственность  за нарушение налогового законодательства

 

Налоговое законодательство, регулируя  общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ соблюдение порядка уплаты налогов  обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности.

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие четырех условий:

•   противоправное поведение;

•   наличие вреда (ущерба);

•    причинная связь между  противоправным поведением и наступившим  вредом (ущербом);

•    вина нарушителя.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Привлечение налогоплательщика к  ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его  от обязанности уплатить причитающиеся  суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в  совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих  действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных  лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к  ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его  совершения либо со следующего дня  после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

 

 

Тема 7. Страховое право

 

1. Понятие  страхового права

2. Страховые правоотношения

 

 

1. Понятие  страхового права

 

Страховое право представляет собой комплексный правовой институт, нормы которого регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких, как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.

Источниками страхового права являются нормативно-правовые акты разного уровня и отраслей российского законодательства, что обусловлено комплексным характером данного института.

В соответствии со ст. 72 Конституции  Российской Федерации осуществление  мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме Конституции Российской Федерации  к основным нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся главными в системе страхового законодательства, относятся ГК РФ (статьи 929 - 970), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года (в ред. от 20 ноября 1999 года), Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года.

Нормы, посвященные страховым отношениям, включены в законы: «О залоге», «Об охране окружающей природной среды», «О банках и банковской деятельности», «О государственных пенсиях» и т. д.

Определенное значение для правового  регулирования страхования имеют  Указы Президента РФ, такие, как: Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 22 июля 1998 года), Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 года.

Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства  РФ, инструкциями Министерства финансов РФ.

На территории страны действуют  некоторые международные договоры о страховании, заключенные Российской Федерацией.

В 1992 году в соответствии с Указом Президента РФ была создана Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, преобразованная в 1996 году в 'Департамент страхового надзора в структуре Министерства финансов России.

На него возложено осуществление  следующих функций:

•   выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

•   ведение единого Государственного реестра страховщиков, их объединений, реестра страховых брокеров;

•   осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов  и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;

•   установление Правил формирования и размещения страховых резервов;

•   разработка нормативных актов  и методических документов по вопросам страхования;

•   обобщение практики страховой  деятельности.

Министерство финансов России имеет  право:

•   на получение от страховщиков установленной отчетности о страховой  деятельности и информации об их финансовом положении;

•    на осуществление проверок соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой отчетности;

•   при выявлении нарушений  страховщиками страхового законодательства давать предписания по их устранению;

•   приостанавливать или ограничивать действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию в случае невыполнения указанных предписаний;

•   обращаться в арбитражный  суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое  законодательство.

 

2. Страховые правоотношения

 

Страховое правоотношение возникает между страховщиком и страхователем в целях защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (для страховщика — полученных страховых премий).

Страховщиками в соответствии с законом могут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица, имеющие соответствующую лицензию (разрешение) заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

Страхователями могут быть юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить со страховщиком договор о страховании третьих лиц в пользу последних.

В страховых правоотношениях может  участвовать и выгодоприобретатель в случаях, когда страхователь при заключении договоров страхования назначит физическое или юридическое лицо для получения страховых выплат.

Объектами страхования в соответствии с названным Законом являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, связанные:

•   с жизнью, здоровьем, трудоспособностью  и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;

•   с владением, пользованием, распоряжением имуществом;

•   с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Гражданский кодекс РФ к перечисленным  имущественным интересам, подлежащим страхованию, относит и страхование  предпринимательского риска. В соответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

 

 

Тема 8. БАНКОВСКОЕ ПРАВО

 

1. Правовые основы банковского кредитования

2. Банковская система  Российской Федерации

3. Регистрация и лицензирование  кредитных организаций

4. Банковский счет

5. Расчетные обязательства

6. Характеристика векселя

 

 

1. Правовые основы  банковского кредитования

 

Банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности.

Информация о работе Финансовая деятельность государства