Финансовая деятельность государства как объект финансово-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:58, реферат

Описание

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой отношения (не только денежные), связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.
Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия).

Работа состоит из  1 файл

контрольная-финансовое.docx

— 14.25 Кб (Скачать документ)

Тема: Финансовая деятельность государства как объект финансово-правового регулирования.

 

Финансы государственных  и муниципальных предприятий  как объект финансово-правового  регулирования представляют собой  отношения (не только денежные), связанные  с формированием, распределением и  использованием денежных доходов и  накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы  нормами финансового права, они  являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных  и муниципальных унитарных предприятиях, относятся: а) правоотношения по уплате в бюджет налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю и др.; б) правоотношения по уплате в бюджет неналоговых платежей; платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду и др.; в) правоотношения по уплате страховых взносов и прочих платежей в государственные и местные внебюджетные фонды; г) правоотношения по поводу получения предприятием бюджетных ассигнований; д) правоотношения по поводу планирования и использования своих финансовых ресурсов.

Надо учитывать, что согласно ст. 114, 115 ГК РФ государственные  и муниципальные унитарные предприятия  подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и  государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные  казенные предприятия).* Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и му­ниципальных унитарных предприятий имеются различия. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, соответственно, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, а  также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным  образованием), самостоятельно распоряжаются  полученной прибылью.** Эту прибыль  они могут распределять на фонд накопления, фонд потребления и др. Однако, в  соответствии с абз. вторым п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос оговаривается в уставе предприятия.

Таким образом, на государственном и муниципальном  унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают  финансово-правовые отношения по поводу распределения прибыли: а) между  предприятием и всеми другими  субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего право  на распределение прибыли (абсолютное правоотношение); б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет в том  случае, если в уставе предприятия  собственником имущества оговорена  такая обязанность.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, установленному собственником их имущества, т.е. государством (п. 2 ст. 297 ГК РФ). При этом, в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г.*, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения  прибыли казенного предприятия  по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли  в виде свободного остатка прибыли  подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения по поводу распределения  прибыли: а) между уполномоченным государственным  органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли; б) между  казенным предприятием и всеми другими  субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли  по нормативам (абсолютное правоотношение); в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли. Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, оно регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для последнего распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает  правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных  унитарных предприятий, включены в  самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие  правоотношения по уплате предприятиями  налогов и сборов в бюджет, а  также страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права. Нормы, порождающие  правоотношения по поводу уплаты в  бюджет неналоговых платежей, изъятия  в бюджет свободного остатка прибыли  казенного предприятия, а также  части прибыли государственных  и муниципальных предприятий  на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых  доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями  бюджетных ассигнований, охватываются институтом государственных расходов.

Вместе с  тем некоторые правовые нормы  порождают финансовые правоотношения в сфере государственных и  муниципальных финансов, которые  не включаются ни в один из известных  финансово-правовых институтов. Среди  них нормы, порождающие пра­воотношения:

а) между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения  прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими  субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли  по нормативам;

в) между государственным  и муниципальным унитарным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли,

Все отмеченное позволяет заключить, что финансы  государственных и муниципальных  унитарных предприятии, с точки  зрения системы права представляют собой комплексный финансово-правовой институт, т.е. такой, который, являясь  относительно самостоятельным, в то же время входит некоторыми частями  в иные финансово-правовые институты. Таким образом, институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий представляет собой вторичное образование в системе финансового права.


Информация о работе Финансовая деятельность государства как объект финансово-правового регулирования