Деньги, кредит, банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:53, доклад

Описание

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулировании макроэкономических процессов.

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

     Расчеты платежными требованиями-поручениями  – представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета. Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плетельщика.

     Зачет взаимных требований – перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы безналичных расчетов состоит в относительной простате и экономичности. К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: платежные требования-поручения, платежные поручения, расчетные чеки и др. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета. Сальдо взаимных платежей погашается путем перевода средств по корреспондентским счетам этих банков, их учреждений, а также в РКЦ Банка России.

     Акцептная форма расчетов - получатель средств, представлял в обслуживающий  его банк на инкассо расчетный  документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк. В зависимости от хронологической последовательности акцепта и совершения платежа различают предварительный и последующий акцепты. Оплата при последующем акцепте проводилась в течение операционного дня по мере поступлений требований в банк плательщика. Положительный акцепт предполагал письменное уведомление банка плательщиком о согласии на оплату, отсутствие последнего в течение определенного срока означало отказ от акцепта.

Межбанковские расчёты – расчёты между банками  на территории России производятся через  расчетно-кассовые центры, созданные  Центральным банком РФ. Банковские операции по расчётам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банков, открываемым друг у друга на основе межбанковских соглашений. Банки должны обеспечивать своевременное поступление на свой корреспондентский счёт средств в размерах, необходимых для проведения платежей . Коммерческие банки и их учреждения могут вводить расчёты путём зачёта взаимных требований, организовывать свои расчётные центры для совершения расчётов обслуживаемой клиентуры, проводить в них зачётные операции взаимных требований хозяйственных органов, а также открывать корреспондентские субсчета в других банках, их учреждениях для расчётов своих клиентов.  

     Расчеты чеками – владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему  расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чек, получателю средств (чекодержателю). Чеки выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. Поскольку чек является ценной бумагой, он может передаваться другому лицу с помощью передаточной надписи (индоссамента).

     Расчёты с использованием банковских карт – расчётная корпоративная карта - это банковская карта, которая позволяет её держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счёте юридического лица, в пределах расходного лимита согласно условиям договора с клиентом. Кредитная корпоративная карта - это банковская карта, которая позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешённых операций. Для получения корпоративной банковской карты организация должна открыть в банке-эмитенте счёт и заключить договор, который предусматривал бы проведение расчётов по счёту с использованием банковской карты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Расчеты пластиковыми  картами: реальное  состояние и перспективы  развития.

       История развития хозяйственных  систем представляет собой бесконечную  цепь попыток упростить, облегчить  и ускорить платежи и расчеты между участниками экономического оборота.

     Под расчетами мы понимаем обмен информацией  между плательщиком и получателем  денег, а также между финансовыми  посредниками (банками) о порядке  и способах погашения обязательств. Что касается платежа, то это безотзывная и безусловная передача денег плательщиком получателю, завершающая процесс расчетов.

     Кроме налично-денежного обращения с  появлением и развитием банков начала складываться система безналичных  расчетов. Банки принимали депозиты и открывали счета фирмам и частным лицам. Это позволило осуществлять платежи не только путем передачи наличных денег, но и посредством перевода средств с одного счета на другой.

     В настоящее время в хозяйственном  обороте РФ находятся монеты и  денежные купюры достоинством 10, 50, 100, 500, 1000 рублей, на которых указано «Билет Банка России». Все остальные средства расчетов - безналичные. Под безналичными расчетами понимают платежи, осуществляемые путем документооборота, как в виде материального обращения письменных документов, так и в виде магнитных записей.

     Одним из прогрессивных средств организации  безналичных расчетов в сфере  денежного обращения является пластиковая  банковская карта.

       Пластиковая банковская карточка - это персонифицированный платежный  инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются в предприятиях торговли/сервиса и банках, входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки.

     Сами  карточки, и технология выполнения операций с ними, и их обработка  четко определены в рамках каждой платежной системы (в виде спецификаций и руководств в общепризнанных и имеющих большой опыт платежных системах или в виде правил приема карточек в «более молодых» платежных системах). Для приема карточек в сети одной платежной системы следование стандартам было бы необязательным, но поскольку всякая точка приема карточек, будь то магазин или отделение банка, заинтересована в работе по единым или хотя бы похожим правилам, технологии разных платежных систем должны быть, по крайней мере, совместимы. Совместимость же достигается за счет следования стандартам. Существует ряд международных стандартов, определяющих практически все свойства карточек, начиная от физических свойств пластика, размеров карточки, и заканчивая содержанием информации, размещаемой на карточке.

       Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную из специальной устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы, которая имеет следующие геометрические параметры:

     ширина - 85,595 ± 0,125 мм;

     высота - 53,975 ± 0,055 мм;

     толщина - 0,76 ± 0,08 мм;

     радиус  окружности в углах - 3,18 мм.

       На лицевую сторону платежных  карточек наносят логотип финансового  института, торговые марки платежной  системы, номер карты, имя владельца,  срок действия карты. Кроме  того, обычно на карточке присутствует  голограмма с определенным символом платежной системы, может также присутствовать специальный элемент, видимый только в ультрафиолетовых лучах. На лицевой стороне чиповой карточки находится микросхема, ее расположение строго определено стандартом (1807816-1). На обратной стороне карточки находятся магнитная полоса (место, которой также строго определено стандартом), панель для подписи и наносимый полиграфическим способом текст банка. В некоторых платежных системах разрешается в определенном поле (чаще - на обратной стороне карточки) помещать фото держателя.

     В процессе подготовки к выпуску карточка претерпевает графическую, физическую и электрическую персонализации.

       Под графической персонализацией  иногда понимают нанесение полиграфическим  способом на карточку логотипа  финансового института - эмитента, чаще же - нанесение с помощью специальных принтеров персональной информации о держателе.

       Физическая персонализация служит  для нанесения на карточку  персональных данных: номера карточки, фамилии и имени владельца,  срока действия карты, а также иногда некоторой дополнительной информации (например, наименование банка-агента, непосредственно выдавшего карточку своему клиенту, или организации, в которой работает держатель).

       Номер платежной карточки состоит  из последовательности цифр, обычно от 13 до 19, чаще всего - 16. В платежных системах банковских карточек номер карточки начинается с 6 цифр, называемых BIN (идентификационный номер банка). Заканчивается номер карточки контрольной цифрой, которая вычисляется исходя из предыдущих цифр с помощью несложного алгоритма.

       Эмбоссирование (тиснение) - метод физической  персонализации. Эмбоссированные символы  - выпуклые, также подкрашиваются  специальной краской (обычно серебряной, черной или золотой). Эмбоссирование  необходимо для визуальной идентификации персональных данных о держателе кассиром или операционистом, и для переноса персональных данных с карточки на слип (счет-извещение).

       «Электронные» карточки в соответствии  с правилами принимаются только  в электронных устройствах (банкоматах, кассовых аппаратах, платежных терминалах). Эмбоссирование таких карточек производится специальным образом - так называемым индентированием, при котором символы получаются не выпуклыми, а как при печати на пишущей машинке на листе бумаги - практически плоскими. Импринтер не в состоянии перенести индентированный на карточке текст на слип, что не позволяет совершать операцию без использования электронных устройств. Иногда вместо индентирования используется печать тех же данных графическим принтером.

       При электрической персонализации кодируется магнитная полоса или осуществляется запись информации в микросхему.

       Персонализация карты позволяет  идентифицировать карточку и  ее держателя, а также осуществить  проверку платежеспособности карточки  при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Доступ к записанным данным защищается кодированным паролем (или PIN-кодом).

     PIN -код - персональный идентификационный  номер представляет собой последовательность  цифр (обычно 4 - 6, но может быть  и до 12), используемую для идентификации клиента. В связи с тем, что РIN-код предназначен для идентификации и аутентификации клиента, его значение должно быть известно только клиенту.

       В настоящее время ведутся  дискуссии о применении PIN-кода  для идентификации клиента. Сторонники применения утверждают, что вскрытия PIN-кода составляют несколько случаев на сотни миллионов транзакций. А противники считают, что PIN-код может работать только в идеальных условиях. Если:

       • отсутствует передача карточки  при передаче ее от банка  клиенту;

       • банковские карточки не воруют, не теряют, их нельзя подделать;

       • PIN-код невозможно узнать  при доступе к системе другим  пользователем;

       • в электронной системе банка  отсутствуют сбои и ошибки;

       • в самом банке нет мошенников.

     В качестве альтернативы предлагается использовать устройства идентификации, основанные на биометрическом принципе (форма кисти, отпечатки пальцев, ладони, записи голоса, радужная оболочка глаза). Большинство биометрических критериев требует объема памяти в несколько сотен байтов, а также специального оборудования для идентификации пользователя. Кроме того, практически для всех систем безопасности, построенных на использовании биометрии, характерно появление ошибок первого и второго рода. Вследствие ошибок первого рода система отвергает действительного пользователя. Ошибки второго рода состоят в том, что система не отвергает недействительного пользователя.

       Ошибки первого и второго рода  связаны с изменением реальных  биометрических характеристик пользователя (например, изменение голоса из-за болезни или усталости). Наличие этих ошибок может стать серьезной проблемой при использовании методов биометрии на предприятиях торговли и в банкоматах как для клиентов, не сумевших воспользоваться услугой, так и для самих банков, предприятий торговли, теряющих клиентов. Поэтому пока биометрические критерии не нашли широкого распространения в этой сфере, хотя попытки делаются (банкоматы в Японии, идентифицирующие пользователя по радужной оболочке, устройства типа НаndКеу для проверки формы кисти, предлагаемые для использования в торговой сети и др.).

       Банк выдает клиенту карту,  с которой связана определенная  сумма. Эту сумму либо за  счет кредита банка, либо за  счет собственных вкладов клиента,  держатель карты может потратить.  Проведение платежа состоит в том, что при покупке по карте магазин «записывает» за клиентом долг в размере суммы платежа. А банк, получив от магазина соответствующий документ, списывает со счета клиента эту сумму в счет магазина.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Деньги, кредит, банки