Денежная система и денежное обращение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:44, реферат

Описание

Основы денежной системы РФ
Понятие субъекта права является ключевым для правовой науки. Ведь субъект права — это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности. В связи с этим важно знать, кто может быть субъектом правоотношения, какие его характеристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д.
Субъект финансового права обладает финансовой правосубъектностъю и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотношении.

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 47.46 Кб (Скачать документ)

     Понятие муниципального образования дано в  ст. 1 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Из определения следует, что муниципальное  образование — это население  определенной территории (города, села, нескольких поселений, иной территорий в пределах которой осуществляется местное самоуправление. В связи с этим говорить о муниципальном образовании как субъекте финансового права — значит, по существу говорить о населении той территории, на которой осуществляется местное самоуправление. 

     Исходя  из ст. 5, 8, 15 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации», муниципальное  образование является субъектом  финансового права в отношении  прав формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов, а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав.

     Кроме того, согласно ст. 139 БК РФ, а также  упомянутому выше Федеральному закону из бюджета субъекта РФ местному бюджету  выделяются: а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; б) субвенции и иные формы помощи, предусмотренные бюджетным законодательством  субъекта РФ. В соответствии со ст. 141 БК РФ муниципальное образование  имеет право на получение финансовой помощи из федерального " бюджета. Соответственно муниципальное образование является субъектом финансового права  в отношении прав на получение  вышеназванных финансовых ресурсов.

     Во  всех вышеперечисленных случаях  муниципальные образования (т.е. население), являясь субъектом финансового  права, выступают в финансовых правоотношениях  в лице представительных и соответствующих  исполнительных органов местного самоуправления.

     Муниципальное образование является субъектом  финансового права и в отношении  права населения соответствующей  территории непосредственно принимать  решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования, а также в отношении права собраний (сходов) граждан осуществлять полномочия представительных органов местного самоуправления. Эти права муниципального образования записаны в ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в ст. 8 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

    1. Коллективные субъекты финансового права

     Под коллективными субъектами финансового  права следует понимать   организованные,   обособленные,   самоуправляемые  группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое.

     К коллективным субъектам финансового права относятся:

     а) органы государственной власти;

     б) Центральный банк РФ;

     в) коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;

     г) организации (предприятия, бюджетные  учреждения, международные организации).

     Основанием  для признания органов государственной  власти субъектами финансового права  является наличие у них компетенции  в области финансовой деятельности государства. Коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти.

     Органы  государственной власти, являясь  коллективными субъектами финансового  права, выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере  финансовой деятельности, они находятся  в постоянно длящихся отношениях с государством, будучи уполномоченными выражать государственную волю в установленных им пределах.

     В круг представительных и исполнительных органов государственной власти в качестве субъектов финансового  права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а  органов исполнительной власти —  органы как общей, так и специальной компетенции.

     Представительные  органы государственной власти выступают в качестве коллективных субъектов финансового права осуществляя главным образом государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. Так, на федеральном уровне в ведении Государственной Думы находится Контрольно-бюджетный комитет, наделенный этой функцией. Кроме того, государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления финансовой деятельности государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государственной власти выступают не как коллективные субъекты финансового права, а как представители государства как субъекта финансового права.

     Исполнительные  органы государственной власти общей  компетенции выступают в качестве коллективных субъектов финансового  права в отношении права составления  проектов бюджетов и их исполнения. Так, в соответствии с БК РФ проект федерального бюджета составляется Правительством РФ, а проект бюджета  субъекта РФ — соответствующим органом  исполнительной власти субъекта РФ.

     Исполнительные  органы государственной власти специальной  компетенции являются коллективными  субъектами финансового права в  отношении самых различных правомочий в области фи­нансовой деятельности государства, составляющих их компетенцию. В числе этих органов: Минфин России и финансовые органы субъектов РФ, Федеральное казначейство, МНС России, ГТК России и т.д. Например, Минфин России, финансовые органы субъектов РФ имеют право на непосредственное составление проектов бюджетов и отчетов об их исполнении, на принятие решений об изменении срока уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ, ст. 171 БК РФ), финансового контроля и т.д.; МНС России, Федеральное казначейство, органы государственных внебюджетных фондов, главные распорядители и распорядители бюджетных средств имеют право на осуществление государственного финансового контроля. ГТК России обладает правом принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора (ст. 266 БК РФ, ст. 63 НК РФ). К коллективным субъектам финансового права относятся и органы судебной власти. Они осуществляют контроль за уплатой госпошлины при подаче заявлений в суд, а также предоставляют отсрочки по уплате госпошлины (ст. 63 НК РФ).

     К коллективным субъектам финансового  права относится также и Центральный  банк России (ЦБ РФ). Как уже отмечалось, ЦБ РФ является органом, осуществляющим финансовую деятельность государства, поэтому он обладает компетенцией в  сфере финансов и является субъектом  финансового права. Это имеет  место тогда, когда в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  РОССИИ)» он выполняет свои обязанности  по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными  фондами, с бюджетами субъектов  РФ. Вместе с тем в ряде случаев  ЦБ РФ выступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а является лишь участником отношений  в сфере государственных финансов. Так, в соответствии со ст. 26 вышеуказанного Федерального закона 50% прибыли ЦБ РФ перечисляется в доход федерального бюджета. В аналогичном качестве ЦБ РФ выступал до 1996 г., когда выделял  кредиты Правительству РФ На покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету. Наконец, ЦБ РФ является участником отношений в сфере финансов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ. Во всех этих случаях ЦБ РФ выступает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо. Поэтому, являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.

     Помимо  ЦБ РФ к коллективным субъектам финансового  права относятся коммерческие банки, выступающие в качестве юридических  лиц, наделенных государством властными  полномочиями в сфере государственных  финансов. Анализ законодательства приводит к выводу, что деятельность коммерческого  банка как агента валютного контроля хотя и косвенно, но все же обеспечивает финансовую деятельность государства. Так, в ЦБ РФ создается валютный резерв, который, являясь государственной собственностью, закрепленной за ЦБ РФ может служить и источником централизованных средств государства. Это следует из Указа Президента РФ «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» от 14 июня 1992 г., согласно которому Минфин России осуществляет расходы в валюте для обслуживания внешнего долга, других государственных нужд за счет покупки валютных средств у ЦБ РФ. Государство, будучи заинтересованным в поддержании валютного резерва ЦБ РФ как источника своих «подпиток», обязало все предприятия продавать 50% своей валютной выручки через уполномоченные банки за рубли. И более того, возложило на эти банки функции агентов валютного контроля, наделив их властными полномочиями. Таким образом, коммерческие банки являются субъектами финансового права, обладая правом валютного контроля предприятий, направленным на обеспечение расходов государства. Кроме того, коммерческие банки являются коллективными субъектами финансового права в отношении права установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Их финансово-правовой характер, а следовательно, «вовлеченность» в процесс финансовой деятельности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ведь ограничение предприятия «по кассе» гарантирует производство основной массы операций в безналичном порядке через расчетный счет. В этом случае коммерческий банк выступает как орган, наделенный государством властными полномочиями.

     Коллективными субъектами финансового права, помимо перечисленных, являются организации (предприятия, бюджетные учреждения). Последние обладают финансовой правосубъектностью в отношении:

     а) прав на получение бюджетных средств в порядке бюджетных ассигнований;

     б) прав на получение бюджетных кредитов;

     в) обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного  предприятия и части прибыли  государственного унитарного предприятия  на праве хозяйственного ведения;

     г) обязанностей по уплате налогов и  сборов;

     д) обязанностей налоговых агентов;

     е) прав на участие в процессе составления  проекта бюджета (сметный процесс);

     ж) обязанности представлять в налоговые органы информацию.

     Коллективными субъектами финансового права в  отношении прав на участие в процессе составления проекта бюджета (сметный  процесс), а также прав на получение  бюджетных ассигнований являются бюджетные  учреждения.

     Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также бюджетными учреждениями, являются коллективными субъектами финансового права, ибо они способны приобрести право на получение бюджетных  кредитов на условиях возвратности и  возмездности. А в соответствии со ст. 77 БК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коллективными субъектами финансового права, так как способны приобрести право на получение бюджетных кредитов на условиях как возмездных, так и безвозмездных.

     Коллективным  субъектом финансового права  является также государственное  унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения  в отношении обязанности по перечислению в бюджет доли прибыли от использования  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении предприятия. Эта обязанность  предприятия производна от права  собственности на получение части  прибыли предприятия, зафиксированного в ст. 295 ГК РФ, и на практике возникает  главным образом у некоторых  федеральных государственных унитарных  предприятий

     Организации являются субъектами финансового права  и в отношении обязанности  по уплате налогов, сборов, а также  производных от нее обязанностей и прав, зафиксированных в ст. 23 и 24 НК РФ.

     Организации являются коллективными субъектами финансового права, выступая в качестве налоговых агентов. Согласно п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации, на которые возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Финансовая правосубъектность организаций как налоговых агентов существует в отношении их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщики (ст. 21 НК РФ). В числе обязанностей налоговых агентов следующие:

Информация о работе Денежная система и денежное обращение в РФ