Бюджетный процесс: понятие, стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:27, контрольная работа

Описание

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Бюджетный процесс: понятие, участники, стадии 5
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы 5
2. Участники бюджетного процесса………….………….…………………………9
3. Стадии бюджетного процесса 13
3.1. Порядок составления проекта бюджета 13
3.2. Рассмотрение проекта бюджета 15
3.3. Исполнение бюджета и отчет об его исполнении 18
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Готовая.docx

— 45.63 Кб (Скачать документ)

Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов, обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих бюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии со ст. 153 и 154 БК РФ органы законодательной и исполнительной власти обладают бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии со ст. 151 БК РФ .

В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительной трактовки  бюджетной системы РФ, входят и  органы управления соответствующими государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования РФ).7 Они составляют проекты бюджетов соответствующих фондов, представляют их для утверждения в Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (по территориальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнении бюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

3.1. Порядок составления  проекта бюджета

 

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса - включает в себя следующие стадии:

- составление проектов бюджетов;

- рассмотрение и утверждение бюджетов;

- исполнение бюджетов;

- составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.8

Бюджетный процесс состоит из 5 стадий. В науке финансового права  высказывается и другая точка  зрения, согласно которой процесс  включает в себя четыре стадии прохождения  бюджетов в их циклическом развитии.

Первая стадия бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению  проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных  услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому  году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором  определяет бюджетную политику на очередной  финансовый год.

Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ и соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Составление бюджета основывается на: 9

Бюджетном послании Президента РФ;

прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

прогнозе сводного финансового  баланса по соответствующей территории; плане развития государственного или  муниципального сектора экономики  соответствующей территории на очередной финансовый год (п. 3 ст. 172 БК РФ).

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ (ч. 3 п. 1 ст. 184 БК РФ).10

Всю практическую работу по составлению  проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.

Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению  до представительных и исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.

Исполнительные органы власти всех уровней, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

 

3.2. Рассмотрение проектов  бюджета

 

Вторая стадия начинается с момента  внесения проекта закона о бюджете  на рассмотрение представительного  органа власти. Проект закона о бюджете  на федеральном уровне вносится Президентом, на уровне субъекта - главой исполнительной власти, на местном - главой муниципального образования.

Правительство Российский Федерации, правительства субъектов РФ и  органы местного самоуправления (муниципальных  образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Совета Федерации и Государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой. Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение предъявленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение.

Проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 26 августа текущего года. В ст.192 Бюджетного кодекса содержится перечень документов и материалов, представляемых в Государственную Думу. К ним относятся:

предварительные итоги социально-экономического развития РФ, прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год;

 основные направления бюджетной и. налоговой политики на очередной финансовый год;

план развития государственного и  муниципального сектора экономики; прогноз сводного финансового баланса  на территории РФ (на очередной финансовый год);

основные принципы и характеристики взаимоотношении федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

прогноз консолидированного бюджета  РФ на следующий год;

 федеральные целевые программы  по развитию регионов, предусмотренные к финансированию за счет средств федерального бюджета;

проект адресной инвестиционной программы  на очередной финансовый год; проект программы приватизации государственных  и муниципальных предприятий;

расчеты по статьям классификации  доходов и расходов федерального бюджета и т.д.

Одновременно в Государственную  Думу Правительство РФ вносит проекты  федеральных законов. До 1 августа  текущего года вносится на рассмотрение проект федерального закона о тарифах  страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды на очередной  финансовый год.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете  представляется протокол разногласий  между Государственной Думой, Советом  Федерации, органами федеральной судебной системы, Конституционным Судом  РФ, Счетной палатой и Правительством РФ по поводу расходов указанных органов, не согласованных с Правительством РФ.

Не позднее 1 октября текущего года Правительство РФ представляет в  Государственную Думу:

оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год  и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год;

проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий Правительства РФ за истекший период текущего финансового года; проект программы предоставления средств  федерального бюджета на очередной  финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет  о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за       отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года;

   предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с указанием их штатной численности на начало и конец очередного финансового года.11

Банк России до 1 октября представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на очередной финансовый год.

Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство  РФ.

Государственная Дума рассматривает  проект бюджета в четырех чтениях.

Одобренный Советом Федерации  закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Государственной Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае непринятия ГД закона о федеральном  бюджете до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная  Дума может принять федеральный  закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года..

В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменении и дополнении в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях, в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений  и дополнений не принимается в  указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в  законе о бюджете не предусмотрено  иное (ст. 213 БК РФ).

На территории каждого субъекта РФ порядок и условия образования, рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются соответствующими представительными органами власти, которые принимают законы о бюджетном процессе на данной территории. Каждый закон должен соответствовать общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

3.3. Исполнение бюджета и отчет об его исполнении

 

Исполнение бюджетов начинается после  их утверждения в установленном  порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ).

Практически бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений:

• главным распорядителем бюджетных  средств;

• распорядителями бюджетных средств;

• получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета — орган  государственной власти РФ, имеющий  право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств  бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета—орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).

Исполнить бюджет — это значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы. 12

В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов, что  закреплено в Бюджетном кодексе  ст.215, где записано: "В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений». Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому  источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетный процесс рассматривается как регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти: федерального, субъектов федерации, органов местного самоуправления.

Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, стадии