Бюджетное правоотношение: понятие, особенности, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:15, реферат

Описание

Целью данной работы является всесторонний анализ бюджетных правоотношений. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
рассмотреть понятие и структуру бюджетных правоотношений;
изучить особенности бюджетных правоотношений;
исследовать видовую характеристику бюджетных правонарушений в Российской Федерации;
охарактеризовать бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности.

Содержание

1. Понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений
1.1 Понятие и структура бюджетных правоотношений
1.2Особенности бюджетных правоотношений
2. Виды бюджетных правоотношений в Российской Федерации
2.1 Характеристика видов бюджетных правоотношений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Фин. право.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

      Кроме того, Минфин России выступает в  бюджетном процессе на федеральном  уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального бюджета.

      Следует отметить, что Министр финансов РФ имеет право запретить получателю средств федерального бюджета производить  отдельные расходы, за исключением  расходов, осуществляемых им за счет средств, полученных от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

      Вместе  с тем основаниями для применения указанного запрета является представление  Счетной палаты РФ или Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении  бюджетного законодательства Российской Федерации Особый интерес представляет, на наш взгляд, правовой статус Федерального казначейства (Казначейства России).

      В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном  казначействе"1 последнее является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

      Итак, Бюджетный кодекс РФ выделяет несколько  групп бюджетных правоотношений.

      В частности, отношения по поводу доходов  и расходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также отношения  по поводу государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

      Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Итак, определение категории "бюджетные правоотношения" вытекают из ст.1 БК РФ, в которой указывается, что к бюджетным правоотношениям относятся три группы:

      1) отношения, возникающие в процессе  формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

      2) отношения, возникающие в процессе  составления и рассмотрения проектов  бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения;

      3) отношения по поводу установления  правового статуса участников  бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

      Исходя  из положений ст.151 и 152 БК РФ можно  выделить четыре группы участников бюджетного процесса:

      система органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного (муниципального) финансового контроля;

      иные  органы, на которые законодательством  Российской Федерации и ее субъектов  возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия;

      бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

      кредитные организации, осуществляющие отдельные  операции со средствами бюджетов.

      Установление  правового статуса участников бюджетного процесса подразумевает закрепление полномочий, прав и обязанностей указанных органов и организаций. Однако детально БК РФ регламентирует полномочия участников бюджетного процесса только федерального уровня. Полномочия же участников бюджетного процесса уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня подлежат детальной регламентации в нормативных правовых актах соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

      В отношении порядка  и условий привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства следует отметить, что Кодекс устанавливает лишь правовые основы данной процедуры. В части привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности подлежат применению нормы соответственно Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса России, нормы иных законодательных актов федерального уровня.

      В силу прямого указания, содержащегося  в пункте 3 статьи 2 части первой ГК РФ, к бюджетным правоотношениям как к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (в п.3 ст.2 ГК РФ указано, что речь идет о налоговых и других финансовых и административных отношениях), гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета - 1993. - № 237. - 25 дек.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, 2007, № 1, ст.28.
  3. Бюджетное право и процесс: Учебник / Под ред. В. Парыгиной. - М.: Издательство: Эксмо, 2005. - 384 с.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.
  5. Крохина Ю.Л. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2002. - 234 с.
  6. Кучеров И.И. Бюджетное право России; курс лекций. - М., 2002. - 98 с.
  7. Маркелов В.В. Правовая форма бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации // Финансовое право. - 2004. - № 4. С.38-42.
  8. Финансовое право. Учебник / Отв. ред.Н.И. Химичева. - М., 2002. - 349 с.
  9. Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004 - 576 с.
  10. Финансовое право РФ. / Под ред. А.В. Шаврова - М.: Юристъ, 2004 - 300с.
  11. Финансовое право / Под ред.Л.Г. Востриковой. - М.: Юстицинформ, 2007. - 422 с.

Информация о работе Бюджетное правоотношение: понятие, особенности, содержание