Банкротство кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:17, контрольная работа

Описание

Закон о несостоятельности содержит немало новел, затрагивающих в той или иной степени как основания введения соответствующих процедур банкротства, так и порядок их проведения.
Процедура наблюдения. Данная процедура, как мы уже и упоминали ранее, в отличие от ранее действовавшего Закона, по общему правилу вводится не с момента возбуждения производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что послужило основанием для возбуждением производства по делу о банкротстве должника (п.1 ст. 62 Закона).

Содержание

1. Процедура банкротства кредитных организаций 3
2. Конкурсное производство 7
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

контрольная фин право.docx

— 40.10 Кб (Скачать документ)

В то же время отсутствие цели восстановления платежеспособности кредитной организации в рамках процедуры несостоятельности (банкротства) связано с тем, что достижение этой цели предполагает продолжение  деятельности должника, а для кредитных  организаций это означает привлечение  новых средств на счета и во вклады. Законодатель счел слишком  рискованным давать кредитным организациям возможность привлекать новые средства, если они не могут возвратить ранее  привлеченные8.

Следствиями этой особенности, в свою очередь, являются9:

1) право на обращение  в арбитражный суд с заявлением  о признании кредитной организации  несостоятельной (банкротом) возникает  у конкурсного кредитора или  уполномоченного органа по денежным  обязательствам после отзыва  у кредитной организации лицензии  на осуществление банковских  операций (п. 2 ст. 50.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Производство по делу о  несостоятельности (банкротстве) кредитной  организации также может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у этой кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций (п. 1 ст. 50.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»); 2) к кредитным  организациям не применяются никакие  процедуры несостоятельности (банкротства), кроме конкурсного производства (ст. 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);

3) меры по предупреждению  несостоятельности (банкротства)  кредитной организации (финансовое  оздоровление, назначение временной  администрации, реорганизация) применяются  на стадии до отзыва лицензии  и при наличии особых оснований  (ст. 3-4 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций»).

В решении о признании  кредитной организации банкротом  должно содержаться указание10:

1) на открытие конкурсного  производства. Конкурсное производство  вводится сроком на один год.  Срок конкурсного производства  может продлеваться по ходатайству  лица, участвующего в деле о  банкротстве, не более чем на  шесть месяцев. Открытие процедуры  конкурсного производства влечет  наступление последствий, предусмотренных  ст. 50.19 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций», в частности,  полномочия руководителя кредитной  организации и органов управления  кредитной организации прекращаются (п. 2 ст. 50.19), а конкурсный управляющий  приступает к выполнению своих  функций по осуществлению процедуры  конкурсного производства (п. 4 ст. 50.11);

2) признание требования  заявителя обоснованным и включение его в реестр требований кредиторов;

3) утверждение конкурсного  управляющего. Конкурсным управляющим  при банкротстве кредитной организации  может быть утверждено агентство  либо арбитражные управляющие,  соответствующие требованиям, установленным  Федеральным законом «О несостоятельности  (банкротстве)», и аккредитованные  при Банке России в качестве  конкурсных управляющих при банкротстве  кредитных организаций.

Порядок утверждения конкурсного  управляющего установлен ст. 50.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Задачей, стоящей  перед конкурсным управляющим, является формирование из имущества должника конкурсной массы и удовлетворение из нее требований кредиторов;

4) размер ежемесячного  вознаграждения, которое выплачивается  конкурсному управляющему, аккредитованному  при Банке России, в период  со дня открытия конкурсного  производства до дня определения  размера вознаграждения конкурсного  управляющего собранием кредиторов  или комитетом кредиторов.

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом  принимается в случаях, установленных  ст. 50.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»: отсутствия признаков банкротства, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; установления фиктивного банкротства, если заявление  о признании банкротом подано самой кредитной организацией-должником11.

В соответствии с Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» функции  конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций  в основном призвана выполнять государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как юридическое лицо («корпоративный конкурсный управляющий»).

Агентство по страхованию  вкладов выступает в качестве конкурсного управляющего в следующих  случаях:

1) при несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций,  имевших лицензию Банка России  на привлечение денежных средств  физических лиц во вклады (п. 1 ст. 50.20 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций»);

2) при несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций,  не имевших такой лицензии  Банка России, в случае непредставления  в арбитражный суд в установленном  порядке для утверждения кандидатуры  конкурсного управляющего - физического  лица, а также в случае освобождения  или отстранения конкурсного  управляющего - физического лица  от исполнения своих обязанностей (п. 3 ст. 50.11 Федерального закона «О  несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций»);

3) при признании несостоятельной  (банкротом) отсутствующей кредитной  организации, т. е. кредитной  организации, которая фактически  прекратила свою деятельность и установить ее место нахождения либо место нахождения ее руководителей не представляется возможным (ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Следует отметить, что конкурсным управляющим в вышеперечисленных  случаях Агентство по страхованию  вкладов является в силу закона, т. е. соответствующие полномочия возникают  у него автоматически с момента  принятия арбитражным судом решения  о признании кредитной организации  несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства. Получается, что в определении арбитражного суда этот факт только закрепляется12.

В остальных случаях (т. е. при банкротстве кредитных организаций, не являющихся отсутствующими, не работавших со средствами физических лиц, и если не было освобождения или отстранения  их конкурсных управляющих) функции  конкурсных управляющих выполняют  арбитражные управляющие - физические лица, аккредитованные при Банке  России (см. ст. 50.20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций»). Порядок такой аккредитации устанавливается Банком России13.

В соответствии со ст. 50.21 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации  и иных органов управления кредитной  организации.

Согласно действующему российскому  законодательству в случае виновного  причинения убытков кредитной организации  в результате неисполнения или ненадлежащего  исполнения Агентством возложенных  на него обязанностей конкурсного управляющего оно возмещает убытки за счет собственных  средств.

Убытки, причиненные таким  конкурсным управляющим в результате неисполнения или ненадлежащего  исполнения им своих обязанностей, возмещаются за счет его имущества  и обязательного страхования  его ответственности на случай причинения таких убытков.

Особенностями в рамках конкурсного  производства обладает порядок установления требований конкурсных кредиторов: кредиторы  вправе предъявлять требования к  кредитной организации в любой  момент в период действия временной  администрации, а также в ходе конкурсного производства. Порядок  подготовки и проведения первого  собрания кредиторов также отличается определенной спецификой: в отличие  от общего порядка, в рамках которого проведение первого собрания кредиторов осуществляется на стадии наблюдения, в отношении кредитной организации  оно осуществляется при проведении конкурсного производства. В соответствии с этим цели и задачи первого собрания кредиторов становятся практически иными14.

После начала расчетов с  кредиторами первой очереди в  порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже одного раза в три месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства. После составления и закрытия реестра конкурсный управляющий  не позднее шести месяцев со дня  открытия конкурсного производства должен составить промежуточный  ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества кредитной  организации, отражающий все изменения  активов и пассивов, перечень предъявленных  кредиторами требований и т. д. Помимо этого к полномочиям конкурсного  управляющего относятся:

- принятие в ведение  имущества должника, осуществление  инвентаризации, оценки имущества  и обеспечение его сохранности;

- предъявление третьим  лицам требований о взыскании  дебиторской задолженности и  заявление возражений по предъявленным  к должнику требованиям кредиторов;

- предъявление исков о  признании не действительными сделок;

- уведомление о предстоящем  увольнении работников должника;

- принятие мер, направленных  на поиск, выявление и возврат  имущества должника, находящегося  у третьих лиц;

- привлечение к субсидиарной  ответственности по обязательствам  должника лиц, обязанных нести  такую ответственность;

- уведомление собственника  имущества, изъятого из оборота,  но находящегося при открытии  конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия  или закрепления за другими  лицами;

- передача объектов социальной  и коммунальной инфраструктуры  соответствующему муниципальному  образованию;

- продажа имущества должника  и расчеты с кредиторами;

- ликвидация кредитной  организации-должника.

Говоря о конкурсном производстве, ряд авторов абсолютно справедливо  акцентируют внимание на том, что  оно является системой мероприятий, отмечают системный характер процедуры  конкурсного производства. К числу  элементов (или этапов) данной системы  можно отнести: формирование конкурсной массы и реализацию имущества  должника в целях обращения его  в денежные средства; выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований. Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица-банкрота.

Банк России обязан внести запись в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций  о признании кредитной организации  банкротом и об открытии конкурсного  производства. Следует отметить, что  с момента открытия конкурсного  производства по решению арбитражного суда правовое положение должника - кредитной организации значительно  изменяется.

Так, органы управления должника отстраняются от выполнения функций  по управлению и распоряжению имуществом должника, если ранее этого не было произведено. Все эти функции  переходят к конкурсному управляющему. Но при этом основной его обязанностью является формирование конкурсной массы - имущества должника, которое пойдет на удовлетворение предъявленных к  нему требований.

Для этого конкурсный управляющий  проводит инвентаризацию и оценку имущества  должника, принимает меры к обеспечению  его сохранности и выполняет  другие функции, определенные в Законе о банкротстве. Конкурсный управляющий  обязан использовать в ходе конкурсного  производства только один счет должника в банке или иной кредитной  организации - основной счет должника. Другие счета должника, известные  на момент открытия конкурсного производства, подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с указанных  счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

Последовательная и полная реализация конкурсным управляющим  своих полномочий имеет огромное значение. Однако особое внимание надо обратить на те полномочия, которые касаются формирования конкурсным управляющим конкурсной массы. Они выражают главную суть конкурсного производства, в наибольшей мере способствуют стабилизации и развитию рыночных отношений, преодолению негативных материальных, нравственных и правовых последствий от состоявшегося и зафиксированного арбитражным судом факта банкротства. Именно из конкурсной массы покрываются долги, восстанавливается подчас пошатнувшееся экономическое положение кредиторов, создаются дополнительные благоприятные условия для продолжения ими нормальной предпринимательской деятельности.

Конкурсный управляющий  принимает меры к сохранению наличного  имущества должника, к недопущению  его необоснованного уменьшения. Так, в установленном законом  порядке он заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям  кредиторов и отказы от исполнения невыгодных договоров, заключенных  должником и убыточных для  последнего.

Следует отметить, что оспаривание  в судебном порядке приказа Банка  России об отзыве у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций не препятствует принятию арбитражным  судом заявления о признании  этой кредитной организации несостоятельной (банкротом) и не служит основанием для приостановления производства по такому делу, если оно уже возбуждено. Если решение о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у  кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступило в законную силу после принятия арбитражным судом заявления  о признании кредитной организации  банкротом, то его наличие не препятствует рассмотрению дела о банкротстве  по существу; если такое решение  вступило в законную силу после открытия конкурсного производства, то это  обстоятельство не является основанием для отмены решения о признании кредитной организации банкротом и пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам15.

Информация о работе Банкротство кредитных организаций