Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:13, реферат

Описание

Работа организаций, перешедших с 1 июля 2007 года в соответствии с Указом № 119 на упрощенную систему налогообложения, показала, что при ведении бухгалтерского учета по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) труд бухгалтера существенно облегчился и упростился:
- четко регламентированная Указом № 119 налоговая база исключает возможность иного толкования терминов и определений, а также возможность ошибок при определении валовой выручки и валового дохода;
- возможные ошибки при определении себестоимости не влияют на величину налоговой базы и, следовательно, на величину налога при УСН. Таким образом ликвидируется возможность появления штрафных санкций

Работа состоит из  1 файл

СНО.docx

— 96.63 Кб (Скачать документ)

В налоговую базу не включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемого из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с уплатой НДС.

Кроме того, согласно п. 10 Положения об УСН организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 600 млн руб. в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период.

В итоге налоговой базой для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является:

  • для плательщиков, не уплачивающих НДС, - валовая выручка или валовой доход;
  • для плательщиков, уплачивающих НДС, - выручка без начисленного на эту выручку налога на добавленную стоимость.

Выбранная организациями и индивидуальными предпринимателями налоговая база не может быть изменена в течение календарного года.

Пунктом 11 Положения об УСН установлены следующие ставки налога при упрощенной системе налогообложения:

  • 20 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход;
  • 10 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
  • 8 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения

 

В соответствии с п. 12 Положения об УСН для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы) в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения численностью населения до 50 тыс. человек, перечень которых определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 № 703 "О населенных пунктах, в которых применяются пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения", установлены следующие ставки налога:

  • 5 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
  • 3 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Пониженные ставки налога применяются лишь при обязательном выполнении следующего условия: производство (выполнение, оказание) реализуемых товаров (работ, услуг) должно осуществляться с использованием основных средств и (или) труда работников или индивидуальных предпринимателей только на территории указанных населенных пунктов, поселков городского типа, городов районного подчинения.

Пониженные ставки налога продолжают использоваться организациями и индивидуальными предпринимателями в течение трех лет начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором поселок городского типа или город районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек исключен из утвержденного Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с президентом Республики Беларусь перечня.

Пониженные ставки налога не распространяются на торговую посредническую деятельность.

 

Одновременное применение различных ставок налога

 

При упрощенной системе налогообложения организации имеют возможность одновременного применения разных, обычных и пониженных ставок в отношении различных видов деятельности. Обязательным условием для этого является ведение раздельного учета по видам деятельности.

Например, организация, соответствующая критериям, изложенным в п. 10 Положения об УСН, оказывает услуги проката DVD-дисков и занимается их розничной торговлей. При раздельном учете по услугам проката исчисляется и уплачивается налог в размере 10 % от валовой выручки, по розничной торговле - 20 % от валового дохода.

Если в соответствии с условиями п.п. 10 и 12 Положения об УСН организация занимается производством продукции, имеет право на уплату налога по пониженной ставке и одновременно занимается розничной торговлей товарами несобственного производства, то при раздельном учете ставки налога будут следующими: 5 % от валовой выручки по реализации продукции и 20 % от валового дохода в розничной торговле.

В случаях одновременного применения различных ставок налога при упрощенной системе налогообложения организации должны отразить в приказе по учетной политике порядок ведения раздельного учета по видам деятельности, а также порядок формирования налоговой базы для каждой используемой ставки.

 

Бухгалтерский учет при УСН, порядок расчетов, кассовые операции

 

Согласно п. 17 Положения об УСН организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему и уплачивающие налог на добавленную стоимость, а также республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, ведут бухгалтерский учет и отчетность в установленном порядке.

Остальные организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему учет, который включает:

  • учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов;
  • упрощенный учет стоимости чистых активов организации, стоимости паев членов производственного кооператива;
  • учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
  • учет расходов за счет средств этого Фонда;
  • учет реализованных товаров по покупной стоимости.

Информация, содержащаяся в книге учета доходов и расходов, используется:

  • при проведении в соответствии с законодательством аудита;
  • при опубликовании согласно законодательным актам отчетности акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью;
  • в иных целях в соответствии с законодательством.

Указанные в части первой п. 17 Положения об УСН организации и индивидуальные предприниматели вместо книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.

В целях единообразного ведения бухгалтерского учета и отчетности организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и принявшие решение о ведении бухгалтерского учета, частные унитарные предприятия, созданные в соответствии с Положением о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 № 302 (с доп. по состоянию на 17.04.2008), осуществляют его ведение в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2008) (далее - Закон), Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2004) (далее - Типовой план счетов бухгалтерского учета), иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, а также письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 05.02.2008 № 15-3/115 "Разъяснения по упрощенному ведению бухгалтерского учета организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, малыми и средними организациями, а также частными унитарными предприятиями".

При этом на бухгалтерский учет организаций и индивидуальных предпринимателей возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах своей деятельности, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, покупателями, кредиторами, налоговыми и статистическими органами.

В соответствии с Законом ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.

Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

  • создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
  • вести учет лично в случаях, предусмотренных Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь.

Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено Уставом предприятия.

Ведение бухгалтерского учета в организации (у индивидуального предпринимателя) осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации и индивидуальные предприниматели, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

При этом утверждаются:

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. При этом организации и индивидуальные предприниматели при необходимости самостоятельно могут открывать дополнительные субсчета к соответствующим счетам учета;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • метод определения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары, продукцию, работы, услуги на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров, продукции, работ, услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Начальным этапом бухгалтерского учета организации (индивидуального предпринимателя) является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.

При этом частные унитарные предприятия должны провести инвентаризацию активов (основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, товаров, денежных средств и т. д.) и обязательств (расчетов с поставщиками и подрядчиками, по кредитам, по налогам и сборам, по заработной плате и т. д.).

Организации и индивидуальные предприниматели применяют для документирования операций типовые формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым формам, содержащим соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Первичные учетные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 10 Закона бухгалтерский учет ведется с использованием регистров, разработанных самой организацией с соблюдением требований, установленных настоящей статьей. Данные регистры являются выходными формами в условиях автоматизации учета.

Организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, а также численности работников.

При этом организации и индивидуальные предприниматели приспосабливают применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при условии соблюдения следующих требований:

  • единая методологическая основа бухгалтерского учета, предполагающая ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливание и систематизация данных первичных учетных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью частного унитарного предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения