Сущность налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 05:39, реферат

Описание

Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1]. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Работа состоит из  1 файл

НалПлан.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

При осуществлении налогового планирования следует учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих налоговых тенденций, налоговой теории и политики.

Налоговое планирование начинается с определения налогового поля. Налоговое поле – это перечень налогов, которые организация должна перечислить в бюджет, их прогнозные величины и сроки выплат. Прогнозные величины налоговых платежей рассчитываются на основе результатов анализа фактических налоговых платежей за предшествующие периоды. Глубина предшествующего периода зависит от срока, в течение которого не происходили существенные изменения налогового законодательства. Расчеты планируемых налоговых платежей целесообразно проводить на основе индексного метода. Его суть заключается в определении доли каждого вида налогов в общем объеме выручки. Налоговое поле целесообразно дополнять перечнем льгот по выплате налогов, которые организация планирует использовать.

Элементами налогового планирования являются также:

налоговый календарь  – он предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки;

стратегия оптимизации  налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

система мер по предотвращению дебиторской задолженности по хозяйственным  договорам за отгруженную продукцию  и оказанные услуги со сроком более  четырех месяцев;

налаженный бухгалтерский  учет и отчетность, позволяющий получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рационального налогового планирования;

механизм мониторинга  налоговых льгот для их использования  в коммерческой деятельности [30, с. 27].

результатом налогового планирования должен стать выбор метода оптимизации налогообложения, который будет применять предприятие для достижения оптимальной налоговой ситуации.

помимо определения  показателя налоговой нагрузки перед  руководством предприятия стоит  задача снижения этого показателя, то есть минимизация налоговых отчислений с помощью оптимизации налогообложения. Оптимизация налоговой нагрузки – одна из важнейших составляющих налогового планирования предприятия. Сущность ее состоит в том, что каждое предприятие имеет право использовать законодательно разрешенные методы, способы и приемы для максимально возможного сокращения своих налоговых обязательств перед государством.

Таким образом, налоговое  планирование – это планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью минимизации налоговых платежей. «Минимизация налогов» - термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов. Это не всегда одно и то же. Например, если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации. Цель минимизации налогов – не уменьшение какого-либо налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.

Способы оптимизации налогообложения:

Регистрация организации  и перенос объекта обложения  в оффшорные зоны, где существует льготный (более мягкий) режим налогообложения.

создание организации, в штате которой не менее 50% сотрудников  люди с ограниченными физическими возможностями, при этом не платится налог на прибыль;  перечисление средств на благотворительные цели, при этом 15-70% спонсорских средств возвращается инвестору в виде наличных денежных средств [10, с. 266].

обоснование договорных цен, т.е. организации в условиях конкурентного рынка вправе самостоятельно определять уровень цен на реализуемые товары (работы, услуги). однако государство регулирует ценообразование с помощью налогов, а также государство в лице налоговых органов проверяет правильность цен по сделкам в случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода[10, с. 276].

субъекты малого предпринимательства производят налоговые  платежи в рамках  специальных  налоговых режимов. упрощенная система  налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и ЕСН, но при этом организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. А также производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. единый сельскохозяйственный налог, уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате, за исключением следующих: НДС; акцизов; платы за загрязнение окружающей природной среды;  государственной пошлины;  таможенной пошлины;  налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей); налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;  лицензионных сборов. уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и ЕСН. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование [10, с. 310].

метод замены отношений  подразумевает замену операции, предусматривающей  высокое налогообложение, другой хозяйственной операцией, позволяющей обеспечить той же или близкой к желаемой цели, но при этом применить льготный режим налогообложения. Примерами могут служить такие, как замена договора комиссии на договор поставки, договора поручения на договор возмездного оказания услуг с отсрочкой платежа, договора выдачи работнику займа на приобретение имущества на договор коммерческого кредита. Договор по безвозмездной передачи работнику жилого помещения может быть заменен на договор продажи этого жилого помещения с отсрочкой платежа. Также можно применить замену договора простого товарищества на договор долевого участия в строительстве и т.д. однако следует помнить, что, применяя метод замены отношений, можно минимизировав один налог, попасть под действие другого, поэтому необходим расчет вариантов с учетом особенностей налогообложения отдельных регионов [28, с. 77].

Метод разделения отношений  близок к методу замены отношений, но отличается тем, что заменяется не вся  операция, а какая-то ее часть или  одна хозяйственная операция разделяется на несколько последовательных хозяйственных операций. примером метода разделения отношений является разделение договора купли-продажи имущества на два самостоятельных договора. Первый из них – собственно договор купли-продажи, а второй – договор на оказание информационно-консультационных услуг. При этом сумма по второму договору относиться на расходы, НДС, уплаченный продавцу услуг, идет на расчеты с бюджетом. По первому договору снижается стоимость приобретаемого имущества, а как следствие – уменьшение налога на имущество предприятия. Другим примером может служить разделение договора подряда организации с индивидуальным предпринимателем на два договора. Первый – это договор купли-продажи материалов, необходимых для выполнения работ, а второй – собственно договор подряда на выполнение работ. В данном случае минимизируется ЕСН. Если работы выполняются из материалов исполнителя, то при одном общем договоре налогом облагается вся сумма вознаграждения, а при разделении договора налог исчисляется только по договору подряда и ЕСН будет обложена оплата труда исполнителя [28, с. 78].

при осуществлении  рекламных компаний без ограничения  принимаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли: расходы на рекламные мероприятия  через средства массовой информации и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных счетов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов [10, с. 456].

на практике широко распространена продажа дорогостоящих  объектов – предприятия как имущественного комплекса, зданий, сооружений, такая  реализация облагается налогами в обычном  порядке – налогом на прибыль, НДС. Однако при продаже предприятия  не как имущественного комплекса, а в виде акций (долей) организации продажа акций не облагается НДС [10, с. 457].

Налоговый учет, являющейся составной частью налоговой политики, обеспечивает ее реализацию. Налоговый  учет – это система сбора и  обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации налоговых обязательств. Налоговый учет служит инструментом отражения отношений между государством и организацией. Способы и методы ведения налогового учета должны использоваться в течение всего года с поправкой на изменения в законодательстве.  Налоговый учет является составной часть учетной политики организации на ряду с бухгалтерским учетом. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения.

Учетная политика организации  является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. Учетная политика – это определенные принципы, основы, обычаи, правила и практические приемы, принятые предприятием для формирования бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности [21, с. 29].

Для того, чтобы  разумно подойти к расчету  предполагаемых налогов следует  не уводить денежные поступления  из под налогообложения, формируя тем  самым черную кассу, а разобраться  в системе налогообложения, и  с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации. Есть еще один положительный аргумент в пользу разработки учетной политики: бухгалтер, работающий в организации, не всегда в состоянии своевременно изучить нормативные документы и использовать их в своей деятельности. Так разработка учетной политики будет способствовать изучению новых направлений и изменений в законодательстве РФ с целью их правильного использования.

Необходимость налогового учета определена тем, что система  бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы. Например, объектом исчисления НДС являются обороты по реализации товаров, услуг. В то же время в налогооблагаемую базу по НДС включаются суммы, полученные от других организаций – авансы, штрафы, пени и т.п. Балансовые счета и бухгалтерские регистры не предназначены, например, для расчета такого комплексного показателя, как НДС. Это создает трудности при расчете налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет. Ведение налогового учета наряду с бухгалтерским является объективной необходимостью и потребностью каждой организации, которая заинтересована в снижении собственных расходов законным путем. Лишь совместное использование средств бухгалтерского и налогового учета обеспечивает реализацию оптимальной налоговой политики организации.

Учетная политика позволяет  оптимизировать налоговую базу в  части следующих налогов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, единого  социального налога, налога на доходы физических лиц.

Налог на добавленную  стоимость и налог на прибыль  представляют наибольшую сложность  и в части формирования налоговой  базы и в части величины самой  суммы налога, так как у многих предприятий именно по этим налогам  возникают наибольшие суммы к  уплате в бюджет.

Для правильного  определения момента формирования налоговой базы по НДС необходимо определить момент получения организацией денежных средств от своих покупателей:

если по условиям договора, связанным с предоставлением  своим покупателям и заказчикам товаров, продукции, работ, услуг, организация получает денежные средства в качестве аванса или предоплаты, то в большинстве случаев, для нее не имеет значения момент формирования налоговой базы. Для таких организаций в учетной политике для целей налогообложения может быть утвержден момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов;

если оплата предоставленной  продукции, товаров, работ, услуг осуществляется по истечении времени, то есть в следующих  временных периодах, то в учетной политике следует утвердить момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств [21, с. 30].

Основное значение для оптимизации НДС имеет  своевременное и грамотное осуществление  налоговых вычетов. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

 Важное значение  для целей налогового планирования  имеет своевременное возмещение  НДС. В случае если по итогам  налогового периода сумма налоговых  вычетов превышает общую сумму  налога, исчисленную по операциям,  признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению. Указанная сумма направляется в течение 3-х календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов. Налоговые органы производят зачет самостоятельно. По истечении 3-х календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Информация о работе Сущность налогового планирования