Сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ налоговой системы современной России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции налогов;
Раскрыть понятие «налоговая система»;
Описать налоговую систему Российской Федерации, определить ее роль и значение;

Работа состоит из  1 файл

макро налоги.docx

— 52.46 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях одним  из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий  с государством, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Сбалансированность и  обоснованность системы налогов  и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку  ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть  которой составляет налоговая система  и, следовательно, система налогов  и сборов. Особенность налоговой  системы Российской Федерации состоит  в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё  не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной  удовлетворить все нужды современного российского общества.

Актуальность выбранной  темы характеризуется тем, что налоги являются важным инструментом финансовой политики государства.

Целью работы является анализ налоговой системы современной  России. Для достижения этой цели, в  работе поставлены следующие задачи:

  1. Определить сущность и функции налогов;
  2. Раскрыть понятие «налоговая система»;
  3. Описать налоговую систему Российской Федерации, определить ее роль и значение;

Поставленные нами задачи в полной мере объясняют структуру  данной курсовой работы.

В первой главе подробно раскрыта сущность и описаны функции  налогов.

Вторая глава посвящена  налоговой системе РФ. В ней  подробно изложена структура и принципы налогообложения в России, дана классификация  налогов и описано правовое регулирование  российской налоговой системы.

В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и функции налогов

    1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

Прежде всего, остановимся  на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с  разделением общества на классы и  возникновением государства, как «взносы  граждан, необходимые для содержания... публичной власти ... ».1

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Закон  Российской Федерации «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» определяет общие принципы построения налоговой системы в  Российской Федерации, налога, сборы, пошлины  и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов. В нем в частности  говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемыми законодательными актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и  физических лиц, получающих доходы, участвовать  в формировании государственных  финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов  являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена  обязанность, уплачивать налоги».2

Объектами налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы 
(прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие  «налоговое бремя».

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с  налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

Итак, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

    1. Функции налогов

Налоги как стоимостная  категория имеют свои отличительные  признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых  систем исторически определили четыре основные его функции - фискальную, стимулирующую, регулирующую и распределительную.

1.Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;  

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. 

  Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

2.Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

3.Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. 

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в  капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с длительными сроками окупаемости  затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и  др.

Перераспределительная функция  налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим  образом построенная налоговая  система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это  достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,  направления  значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

4.Фискальная -  изъятие части доходов  предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части  непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. 

Указанное разграничение  функций налоговой системы  носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговая система Российской Федерации

2.1 Система налогообложения  в России и принципы её построения

Налоги представляют собой  обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. 
    Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных законодательными актами. 
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.4 
 
Налоговая система включает следующие элементы:

  • субъект налогообложения (плательщик);
  • объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
  • налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;
  • правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога;
  • ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения.

        Возглавляет  налоговую систему Государственная  налоговая 
служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. 
        Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем: Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или  капитала недопустимо. Примером осуществления  этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где  обложение оборота происходило  по нарастающей кривой, на НДС, где  вновь созданный чистый продукт  облагается налогом всего один раз  вплоть до его реализации.

Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа, т.е. обязательность уплаты налогов.

Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными  и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 
Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным 
инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться  любое государство при построении налоговой системы, так как они  обеспечивают выполнение всех функций  налогов. Однако при создании налоговой  системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме  того, по моему мнению, не была правильно  оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки  исключить эти противоречия многочисленными  поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. 
 Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты.

Информация о работе Сущность и функции налогов