Способы защиты авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:38, реферат

Описание

Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость. Одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за создателями творческих произведений и лицами, которые их правомерно используют, определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой защитой. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.

Содержание

• Введение
• 1. Способы защиты авторских прав
• 2. Административные санкции за нарушение авторских прав
• 3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
• Заключение
• Список использованной и литературы

Работа состоит из  1 файл

способы защиты авторского права.docx

— 46.79 Кб (Скачать документ)

Возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно  полученного дохода или выплата  им компенсации представляют собой  один из наиболее действенных способов защиты авторских прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации  понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может  быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным  образом (взыскание незаконного  дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации). Следует  отметить, что хотя возможность компенсации  имущественных потерь допускалась  и ранее действовавшим авторским  законодательством, в настоящее  время правила возмещения вреда  в рассматриваемой сфере претерпели существенные изменения. В частности, если раньше размер убытков нередко  ограничивался нормативными актами, а на практике чаще всего сводился к взысканию в пользу потерпевшего того гонорара, который ему причитался бы при нормальном использовании  произведения, сейчас появилась возможность  взыскивать с нарушителя убытки в  полном объеме. Кроме того, потерпевший  может выбрать конкретный метод  возмещения вреда, что во многом облегчает  задачу по защите его нарушенных имущественных  интересов. Наконец, правом на возмещение вреда стали пользоваться все  обладатели авторских прав, в том  числе и лица, которые приобретают  эти права по договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском  праве и смежных правах» основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Под  убытками подразумеваются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение  его имущества (реальный ущерб), а  также неполученные доходы, которые  это лицо получило бы при обычных  условиях оборота, если бы его право  не было нарушено (упущенная выгода). В рассматриваемой области в  соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме. В  качестве примера реального ущерба можно указать на расходы, затраченные  потерпевшим на устранение искажений  произведения или на восстановление материального носителя, который  поврежден или уничтожен нарушителем  авторских прав. Возмещению подлежат также расходы на оказание юридической  помощи по защите нарушенных авторских  или смежных прав, на уплату пошлины  при предъявлении иска в суд и  т.п.

Гораздо чаще, однако, убытки в рассматриваемой области  выражаются в той упущенной выгоде, которая могла быть получена в  условиях нормальной реализации прав и обязанностей участников авторских  правоотношений. Представляется, что  в настоящее время этот вид  убытков не может сводиться только к выплате того гонорара, который  получил бы автор, если бы его права  не были нарушены.

Во-первых, действующее  авторское законодательство, как  уже отмечалось, отказалось от нормирования авторского вознаграждения, сохранив лишь минимальные ставки, которые  в соответствии с п. 3 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных  правах» устанавливаются Правительством РФ за отдельные виды использования  произведений и объектов смежных прав. Вместе с тем ориентация на минимальные ставки была бы явно несправедливой мерой по отношению к потерпевшим. Взыскание же вознаграждения по максимальным ставкам, что практиковалось в прежние годы, сейчас невозможно. Во-вторых, если упущенная выгода сводилась бы к невыплаченному гонорару, эта мера ответственности становилась бы явно несоизмеримой по сравнению с другими предусмотренными законом способами компенсации упущенной выгоды. Поэтому в качестве упущенной выгоды должна рассматриваться по меньшей мере вся та прибыль, которая незаконно получена нарушителем авторского или смежного права.

Обоснование размера  причиненных убытков, включая упущенную  выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения  принадлежащих ему авторских  прав, а также причинная связь  между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного  условия ответственности, то нарушитель авторских прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.

По общему правилу  убытки взыскиваются в денежной форме. Вместе с тем следует иметь  в виду, что авторское законодательство допускает передачу обладателю авторского права по его требованию контрафактных  экземпляров произведения или фонограммы, за счет которых могут полностью  или частично покрываться причиненные  убытки. Если потерпевшего такая форма  возмещения убытков не устраивает, он может настаивать на денежной компенсации  его имущественных потерь.

Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной  выгоды, бывает не всегда просто, Закон  РФ «Об авторском праве и смежных  правах» предоставляет потерпевшим  возможность компенсировать понесенные ими убытки двумя другими, более  простыми способами.

Во-первых, они  могут взыскать с нарушителя в  свою пользу весь доход, полученный им вследствие нарушения авторских  и смежных прав. Нетрудно заметить, что в данном случае ответственность  нарушителя существенно повышается, так как речь идет обо всем его  незаконном доходе, а не о полученной им прибыли. Кроме того, доказать размер дохода по общему правилу гораздо  проще. В частности, это может  быть сделано и расчетным путем, исходя, например, из объема тиража и  стоимости одного экземпляра произведения.

Во-вторых, обладатели нарушенных авторских прав могут  поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации. Размер компенсации определяется по усмотрению суда или арбитражного суда на основании иска потерпевшего в  сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ.

Как показывает судебная практика последних лет, требование о выплате компенсации является самым распространенным методом  возмещения убытков, причиненных нарушением авторских и смежных прав. Его  популярность объясняется именно тем  обстоятельством, что истец в  данном случае должен доказать лишь сам  факт нарушения его имущественных  прав, что подразумевает и причинение ему убытков, но не обязан обосновывать их размер. Учитывая это обстоятельство, многие нарушители, особенно тогда, когда  интересы потерпевших представляют организации, занимающиеся управлением  авторскими (смежными) правами на коллективной основе, а само нарушение достаточно очевидно, выплачивают потерпевшим  компенсацию в добровольном порядке. Размер компенсации колеблется в этом случае в интервале от 20 до 100 минимальных размеров оплаты труда за одно бездоговорное использование произведения. Когда же в процессе переговоров договориться не удается и дело доходит до суда, размер компенсации в абсолютном большинстве случаев значительно превышает указанные суммы.

При определении  конкретного размера компенсации  суды учитывают предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных  нарушителем доходов, масштабность нарушения, количество потерпевших, степень  вины нарушителя и некоторые другие факторы. На практике размер компенсации, назначенный судом, варьируется  в большинстве случаев от 100 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, хотя по крупным делам достигает и больших сумм. По общему правилу компенсация назначается исходя из того размера минимальной оплаты труда, который действовал на момент нарушения права. Однако поскольку очень часто нарушения носят длящийся характер, а иногда не являются оконченными и на момент вынесения судебного решения, в расчет должно приниматься и изменение минимального размера оплаты труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Административные  санкции за нарушение авторских  прав

Восстановление  нарушенных прав в судах гражданской  юрисдикции - не вполне достаточная  защита в области авторских прав. Пираты действуют издалека, часто  из «заморских стран». В случае ввоза  пиратской продукции в страну не всегда есть возможность предотвратить  ее распространение. Поэтому возникает  серьезная потребность в способе  блокирования пиратских товаров  на границе. При этом честный импортер должен быть защищен, если он может  доказать, что ввозимая им продукция  не нарушает авторского права. Статья 16 Бернской конвенции содержит положение, открывающее возможность изымать  контрафактную продукцию, но, к сожалению, статье недостает четкой регламентации:

— Контрафактные  экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой  это произведение пользуется правовой охраной.

— Положения  предшествующего пункта применяются  также и к произведениям, происходящим из страны, в которой произведение не охраняется или перестало пользоваться охраной.— Арест налагается в  соответствии с законодательством  каждой страны».

В связи с  определенной нечеткостью данной статьи Конвенции, многие страны не ввели в  свое законодательство статей, формулирующих  механизм изъятия товара при таможенном досмотре.

Таким образом, указанные процедуры прямо нацелены на случаи задержания на границе пиратской  продукции, а не на разрешение спорных  случаев признания авторских  прав или установления их нарушения. Для того чтобы защитить импортера, от обладателя авторского права требуется  представить «адекватные доказательства»  правообладания и обеспечить «безопасность  или страхование» импортируемого груза. Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) предусматривается, что груз может  быть задержан на срок до десяти дней, что дает правообладателю возможность  обратиться в суд. Если груз хранится с нарушением правил, Соглашение предусматривает  компенсацию за причиненный ущерб, выплачиваемую импортеру, грузоотправителю или владельцу.

По общему правилу  таможенные органы не должны распространять информацию о реквизитах этих лиц, равно  как и о количестве импортируемого груза, как того требуют правила  охраны коммерческой тайны. Однако Соглашение (ТРИПС) разрешает проведение инспекции  груза по поручению обладателя авторского права. Оно также делает возможным  раскрытие ему информации, если устанавливается  факт нарушения его прав.

Понятие контрафактной  продукции в России впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров», согласно которой «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно  используется товарный знак или сходное  с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Чапкевич Л.Е. Контрафактная и фальсифицированная продукция: проблемы и пути их решения. //Право и экономика. - 6 - 2005

Условия и порядок  применения мер административной ответственности  за нарушение авторских прав в  Российской Федерации устанавливаются  ст. 48-49 Закона РФ «Об авторском праве  и смежных правах», ст. 10, 12, 22, 22.1, 27, 28 Закона РСФСР «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», ст. 7.12 КоАП РФ. Закон РФ «Об авторском  праве и смежных правах» помимо общей ссылки на то, что за нарушение  предусмотренных настоящим Законом  авторских прав наступает административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 48), предусматривает  две конкретные административно-правовые санкции.

Прежде всего, согласно п. 2 ст. 49 Закона суд или  арбитражный суд помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты  компенсации в твердой сумме  за нарушение авторских прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов  направляется в установленном законодательством  порядке в соответствующие бюджеты. Как видим, указанная санкция, имеющая  административно-правовую природу, является дополнительной карательной мерой  воздействия на правонарушителей, действиями которых нарушены имущественные  интересы обладателей авторских  прав. Она применяется не самостоятельно, а лишь вместе со взысканием убытков в одной из допускаемых законом форм и прямо зависит от размера присужденной в пользу истца суммы возмещения.

По смыслу закона взыскание данного штрафа является не только правом, но и обязанностью суда, которая, однако, на практике в  большинстве случаев судами не выполняется. На наш взгляд, подобная практика расходится с прямым требованием п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных  правах» и является одним из косвенных  подтверждений того, что российские судьи пока еще не осознали в полной мере важность борьбы с пиратством. Между тем из Закона ясно следует, что указанная санкция должна применяться к правонарушителям автоматически, безотносительно к  тому, просит ли об этом потерпевший  или нет.

Другой административной санкцией является предусмотренная  п. 4 ст. 49 Закона РФ "Об авторском  праве и смежных правах" конфискация  контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Однако данная санкция носит административно-правовой характер лишь тогда, когда по решению  суда указанные предметы подлежат уничтожению. Если же по требованию потерпевшего контрафактные  экземпляры произведения передаются ему (материалы и оборудование, которые  использовались для их воспроизведения, могут быть лишь уничтожены), это  следует рассматривать как одну из форм полного или частичного возмещения причиненных ему убытков.

Как и взыскание  штрафа, применение конфискации контрафактных  экземпляров зависит от усмотрения суда. Поскольку потерпевший также  может быть заинтересован в реализации данной меры (причем не только тогда, когда  он требует передачи ему конфискованных контрафактных экземпляров), он может  настаивать на конфискации и последующем уничтожении контрафактной продукции, а также обжаловать судебное решение, не содержащее данной санкции. На практике рассматриваемая мера также пока не находит широкого применения. Конфискация материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров, производится по усмотрению суда.

Информация о работе Способы защиты авторского права