Современное видение понятия «налоговая тайна»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:30, контрольная работа

Описание

Деятельность налоговых органов связана со сбором информации о налогоплательщиках, ее хранением, проверкой, анализом и передачей иным пользователям (в случаях, предусмотренных законодательством). Нередко эта информация является конфиденциальной — составляет налоговую тайну. Рассмотрим, как сегодня следует толковать это понятие

Работа состоит из  1 файл

нл1.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

Современное видение понятия  «налоговая тайна»

Автор

 

Дуканов С. С.

Руководитель  Управления ФНС России по Воронежской  области 

Деятельность  налоговых органов связана со сбором информации о налогоплательщиках, ее хранением, проверкой, анализом и передачей иным пользователям (в случаях, предусмотренных законодательством). Нередко эта информация является конфиденциальной — составляет налоговую тайну. Рассмотрим, как сегодня следует толковать это понятие

С 1 января 1999 года — с момента вступления в силу части первой Налогового кодекса  — в действующем законодательстве появилось понятие «налоговая тайна» (ст. 102 НК РФ), предусматривающее ограничение  доступа к поступающей в налоговые  органы информации, а также соблюдение ее конфиденциальности1.

Согласно статье 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  • разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  • об идентификационном номере налогоплательщика;
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  • предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Фактически в  правовой конструкции нормы пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса закреплен запретительный принцип в части открытости и общедоступности сведений, которыми располагают налоговые органы («Запрещено все, что не разрешено»).

Ограниченный  доступ к информации, полученной налоговыми органами

Введение ограниченного  режима доступа к информации, полученной налоговыми органами путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения  к налоговым органам за предоставлением  указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Согласно распространенному  мнению упомянутый специальный правовой статус предопределен интересами налогоплательщика. Ведь в процессе осуществления налоговыми органами функций, установленных Налоговым кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика. А распространение данной информации может нанести ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации2.

Подобная позиция  не является однозначной. Подтверждением тому служат участившиеся в последнее десятилетие случаи обмана дольщиков, когда компании, не имеющие активов или находящиеся на грани банкротства, занимались привлечением инвестиций у населения по договорам долевого строительства, а затем либо исчезали сами, либо объявляли себя банкротами. В обоих случаях оставались недостроенными жилые дома, квартиры в которых были уже полностью оплачены дольщиками.

Возможность получения  информации об активах участников гражданского оборота (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), их задолженности по обязательным платежам в бюджет позволила бы гражданам и организациям при ведении хозяйственной деятельности и заключении договоров реально оценивать свои риски. Кроме того, ущерб, нанесенный обманутым дольщикам и авторитету государства, в указанном выше случае несопоставим с умозрительной угрозой нанесения коммерческого ущерба неким организациям.

Наличие общедоступной  информации о деятельности хозяйствующих  субъектов является лучшей защитой  имущественных прав неограниченного круга лиц и в первую очередь граждан России. Ведь составной частью конституционно-правового статуса гражданина РФ является закрепленное частью 4 статьи 29 Конституции РФ право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное положение в полной мере относится и к правам граждан России на информацию в сфере предпринимательской деятельности.

Более того, отсутствие достоверной, полной и объективной  информации о финансовом положении  участников гражданского оборота нарушает конституционные права граждан РФ на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). А также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Отметим, что  существование запретительного  принципа в части открытости и  общедоступности сведений, которыми располагают налоговые органы, было актуально в прошлом столетии, когда налоговые органы осуществляли лишь фискальные функции.

Нужен ли режим ограниченного  доступа к информации сегодня

За прошедшее  десятилетие начиная с момента  введе-ния в действие первой части Налогового кодекса и определения понятия «налоговая тайна» в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. Кроме того, на расширение сферы деятельности налоговых органов повлияло вступление в силу следующих федеральных законов:

  • от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»;
  • от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Итак, сегодня  налоговые органы:

  • осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
  • осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых  органов, предусматривающие ведение  единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

Только налоговые  органы обладают уникальным опытом сбора  и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

  • по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
  • реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru;
  • размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

Кроме того, на указанном сайте размещен реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующих юридических лиц, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам. Недаром Президент РФ Д.А. Медведев на совещании в апреле 2009 года положительно оценил сайт ФНС России за удобство для пользователей и актуальную информацию.

Все изложенные выше факты свидетельствуют о  том, что налоговые органы уже давно превратились в самое открытое ведомство страны, постоянно расширяющее перечень раскрываемых сведений, а также совершенствующее методы и способы информирования как граждан России, так и иностранных граждан.

Мнение  эксперта

Г. Б. Ковалева, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов России, аттестованный преподаватель ИПБ России

На мой взгляд, статья 102 НК РФ содержит достаточно большой  список данных, которые не могут  быть отнесены к налоговой тайне. Так, не являются налоговой тайной сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Таким образом, в число сведений, не отнесенных к налоговой тайне, попадают любые нарушения налогоплательщиком норм, установленных НК РФ, — наличие задолженности по налогам, пеням и штрафам, непредставление сведений в налоговые органы, непредставление в установленные сроки налоговой отчетности и т. д. Но это не означает, что налоговики обязаны любому налогоплательщику предоставить сведения о другом налогоплательщике, не являющиеся налоговой тайной. Ведь в статье 21 «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» НК РФ не указано, что любой налогоплательщик имеет право получить информацию, касающуюся другого налогоплательщика. Одновременно статья 32 «Обязанности налоговых органов» НК РФ не обязывает налоговые органы предоставлять налогоплательщикам сведения о других налогоплательщиках. И это хорошо. Страшно представить, что было бы в налоговых органах, если бы все налогоплательщики обратились с запросами о своих контрагентах.

По-моему, для  налогоплательщиков опаснее то, что  налоговые органы имеют право  разглашать (через Интернет, СМИ) сведения о допущенных ими нарушениях налогового законодательства и о тех мерах ответственности, которые налоговики применили к нарушителям. «Клеймо» нарушителя, безусловно, может нанести вред деловой репутации как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя

В то же время  нормы статьи 102 НК РФ не отвечают современным реалиям и требуют концептуального изменения. В подтверждение этого можно привести следующие примеры. Так, в первоначальной редакции статьи 102 НК РФ сведения об уставном фонде (уставном капитале) организации не являлись налоговой тайной. Но впоследствии Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ данные сведения были включены в понятие «налоговая тайна». В настоящее время в связи с введением в действие Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и передачей функций по государственной регистрации юридических лиц ФНС России сведения об уставном фонде (уставном капитале) организаций являются открытыми и общедоступными, и налоговые органы предоставляют их всем заинтересованным лицам.

Другой пример. Во всех странах с развитой экономикой (Великобритания, Швеция, Германия и  др.) бухгалтерские балансы компаний размещаются в открытом доступе  в Интернете на сайтах уполномоченных государственных органов. Так, в  Швеции все зарегистрированные юридические лица должны в срок представить в регистрирующий орган, расположенный на севере страны в г. Сундсваль, свои бухгалтерские балансы с целью их последующего размещения на сайте регистрирующего органа для открытого доступа. Если организация не представит бухгалтерский баланс, то у нее могут быть следующие неблагоприятные последствия:

  • применение строгих санкций со стороны государства (огромные штрафы или инициирование процедуры ликвидации);
  • возникновение негативных условий для бизнеса, поскольку после окончания срока представления бухгалтерских балансов контрагенты опоздавшей организации, намеревавшиеся изучить ее финансовое состояние, отказываются от сделок с таким контр-агентом.

По словам сотрудников  регистрирующего органа Швеции, случаи непредставления бухгалтерских балансов крайне редки, зачастую компании южных районов Швеции, не успевшие в срок отправить свои бухгалтерские балансы по почте, нанимают вертолет для своевременного представления отчетности в уполномоченный орган.

Информация о работе Современное видение понятия «налоговая тайна»