Социальный фактор приведший к развитию травмы или заболеваний и дефектов больного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:20, реферат

Описание

Социальное окружение многообразно и неоднородно, оно проявляет наличие специфических связей между факторами или детерминантами среды и психическими проявлениями (состояниями, реакциями и т.д.). Социальные факторы для жизни человека дополняют абиотические и биотические факторы в их взаимодействии в процессе его жизни.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 51.00 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Башкирский  экономико-юридичекий техникум 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Правовые основы медико социальной экспертизы»

на тему: «Социальный фактор приведший к развитию травмы или заболеваний и дефектов больного» 
 
 
 

Выполнила: студент 3 курса 
 
 
 

УФА 2011

Социальное окружение  многообразно и  неоднородно, оно проявляет наличие специфических связей между факторами  или детерминантами среды и психическими проявлениями (состояниями, реакциями и т.д.). Социальные факторы для жизни человека дополняют абиотические и биотические факторы в их взаимодействии в процессе его жизни.

При обращении  к проблемам влияния социума  на индивида в центре внимания оказываются  проявления социальной дифференцированности воздействия. Эти проблемы нагружены этико-политическим смыслом и на сегодняшний день являются предметом дискуссий. Нет общепринятого понимания, в чем  состоит и как расценивать конкретные формы влияния социальных факторов. Формы социальной организации значительно различаются по степени подавления, ущемления качества жизни индивида. Делаются попытки выработки некоего общего, всеми разделяемого принципа. В социуме фактически имеют место как случаи продуктивной организации взаимодействия (коммуникация), так и его отсутствия, обрыва с негативными последствиями. Существование многочисленных социальных факторов, одновременно проявляющихся в семье и окружающем индивида обществе, представляет проблему выделения самых существенных из них, которые создают серьезную помеху индивиду в его эффективном функционировании как части социальных систем. Необходимо изучение  обще социальных механизмов и детерминирующих принципов, регламентирующих деятельность индивида.

Все психосоциальные  последствия проистекают из действия взаимосвязанных принципов. Взаимосвязанные внутренние изменения социума, в определенный момент превышают допустимый для  индивида как динамической системы предел напряжения, вынуждают его как систему в целом перейти порог устойчивости. С этого момента возможно изменение психосоматического состояния, направления дальнейшего развития индивида. Его состояние как психосоматической системы станет хаотичным или оно перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности.

Психосоциогенез не может быть описан в виде процесса плавного развития, а осуществляется через противоречия и конфликты, которые укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы.

Результаты проведенного исследования указывают, что биопсихосоциальная детерминация развития больных протекала под огромным воздействием информации из прошлого, прародительской семьи  и собственной семьи. Их семейное древо хранит множество тайн, мифов, преданий, скрытых предписаний и мощных посланий следующим поколениям. В семейных историях содержатся драмы утрат, драмы не рожденных детей, драмы жизненных кризисов, описание ключевой роли фигур бабушки или деда в развитии пациента. Нашло отражение все то, что формирует «корневую систему души» (Кроль Л.М., Михайлова Е.Л., 1999). Были выявлены раны, нанесенные женской душе в нескольких поколениях, приведших к выраженным личностным особенностям. Обратило на себя внимание и особенности характера воспитания самих родителей в детстве, отмечены недостаток доверия, трагические болезни в семье, отсутствие участия одного из родителей в воспитании, и то, что сами родители в детстве и подростковом возрасте пережили большие трудности. Отмечено, что в функционировании семьи, в которой развивался пациент присутствовала перенесенная модель семейных отношений прародительской семьи. То, что происходило в одном поколении, часто повторялось в следующем, те же сценарии жизни проигрывались из поколения в поколение, хотя актуальное проявления  имели различные формы.

Психические особенности  родителей формируют и определяют потенциальные качества личности и поведения ребенка. Патологическая семья своими паттернами жизнедеятельности оказывает выраженное влияние на возникновение дизонтогенетической симптоматики и формирование характерологических особенностей личности (Галачьян  А.Г.,  1937., цит. по Корнетов Н.А., 1990).

Внешние воздействия  сказываются не только на функциональном состоянии психики индивида в  данный момент, но в значительной степени  определяют начало, ход ее развития и состояния в будущем. Принимая во внимание это положение (основанное на концепции онтогенеза  высшей  нервной  деятельности), В.В. Ковалевым (1969), была предложена концепция психического дизонтогенеза, сутью которой являются проявления нарушений психического развития. Психический дизонтогенез понимается как следствие от воздействия биологических, длительных микросоциально-психологических и разнообразных их сочетаний патогенных факторов. По существу, с этого начался новый этап развития эволюционно-онтогенетического  направления в изучении патологического развития психики (Исаев Д.Н.,  1982;  Ковалев В.В., 1985; Буторина Н.Е., 1999). Исследователями выделены и уточнены мультифакторные биологические и социогенные причины психического дизонтогенеза (Буторина Н.Е., 1999). Имеет место практически полное совпадение психических расстройств и нарушений психического развития, выявляемой специфики дизонтогенеза и клинических проявлений. Выявляется зависимость типов дизонтогенеза от уровня поражения, тесной связи этих закономерностей с возрастными периодами и критическими фазами развития. Одни и те же группы факторов могут определять как нарушение психического развития в целом, так и аномальное протекание отдельных возрастных кризов. При этом среди сложных причин нарушенного развития всегда можно выделить отдельные, играющие роль пусковых механизмов, и их считают триггерами дизонтогенетического процесса. Характер дизонтогенеза позволяет судить о сущности и нозологической форме психических расстройств (Гурьева В.А., 2001).

Нарушение нормального  течения нейроонтогенеза обусловлено множеством причин как внутренней,  так и внешней природы и объединяется под общим названием  "дизнейроонтогенез"  (Энгельс Г., 1966; Петренко  А.Г., 1991). Повреждению чаще  подвергаются  функциональные  системы с относительно коротким временем развития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию,  формирование которых в онтогенезе заканчивается относительно рано (Лебединский В.В., 1985). Из литературы известно, что хронические стрессовые ситуации у матери во время беременности – фактор, который влияет на дифференциацию мозга плода (Dorner G., 1978).

Результаты проведенного нами исследования указывают, что существенным фактором в возникновении дизнейроонтогенеза у больных были психогении у их матерей во время зачатия и вынашивания беременности (см. диаграмму). Они отмечены в большом количестве случаев (68% при шизофрении; 60% при умственной отсталости; 75% при расстройствах личности; в группе здоровых 45%). Из неблагоприятных факторов предшествовавших беременности и родам нами было отмечено: нежелательность беременности, поздняя беременность, беременности предшествовали аборты, беременность сопровождалась токсикозами. Во время вынашивания беременности отмечались: алкоголизация мужа, нанесение побоев, обид (при шизофрении в 45%; при умственной отсталости в 52%; при расстройствах личности в 66%;  при алкоголизме в 54%; в группе здоровых в 12%).

Типы  травматический ситуаций

 

Тип 1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие.

Примеры: сексуальное  насилие, естественные катастрофы, ДТП, снайперская стрельба.

1. Единичное  воздействие, несущее угрозу и  требующее превосходящих возможности индивида механизмов совладания.

2. Изолированное,  довольно редкое травматическое  переживание.

3. Неожиданное,  внезапное событие.

4. Событие оставляет  неизгладимый след в психике  индивида (индивид часто видит  сны, в которых присутствуют  те или иные аспекты события), следы в памяти носят более яркий и конкретный характер, чем воспоминания о событиях, относящихся к типу 2.

5. Такое событие  с большой степенью вероятности  приводит к возникновению типичных  симптомов ПТСР: к навязчивой  мыслительной деятельности, связанной с событием, к симптомам избегания и высокой физиологической реактивности.

6. При таком  событии с большой степенью  вероятности проявляется классическое  повторное переживание травматического  опыта.

7. Быстрое восстановление  нормального функционирования редко и маловероятно.

Тип 2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора – серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие.

Примеры: повторяющееся  физическое или сексуальное насилие, боевые действия. -

1. Вариативность, множественность, пролонгированность, повторяемость травматического события или ситуации, предсказуемость.

2. Более вероятно, что ситуация носит умышленный  характер.

3. Сначала переживается  как травма типа 1, но по мере  того как травматическое событие повторяется, жертва переживает страх повторения травмы.

4. Чувство беспомощности  в предотвращении травмы.

5. Для воспоминания  о такого рода событии характерна  неясность и неоднородность в  силу диссоциативного процесса; со временем диссоциация может стать одним из основных способов совладания с травматической ситуацией.

6. Результатом  воздействия травмы типа 2 может  стать изменение Я-концепции и  образа мира индивида, что может  сопровождаться чувствами вины, стыда и снижением самооценки.

7. Высокая вероятность возникновения долгосрочных проблем личностного и интерперсонального характера, что проявляется в отстраненности от других, в сужении и нарушении лабильности и модуляции аффекта.

8. Диссоциация,  отрицание, «онемение», отстраненность, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами как попытка защититься от непереносимых переживаний.

9. Такая ситуация  приводит к так называемому  комплексному ПТСР, или расстройству, обусловленному воздействием экстремального  стрессора.

Вероятность того, что стрессор вызовет расстройство, зависит от его внезапности, непредсказуемости, длительности^ повторяемости и умышленности (т.е. травма намеренно нанесена другими людьми), от физического ущерба, который он наносит жертве или ее близким, от того, насколько он угрожает жизни, способствует изоляции, вступает в конфликт с представлением о своем Я, физически или психологически унижает достоинство или наносит ущерб сообществу, к которому принадлежит жертва, или его системе поддержки. Тем не менее ни один из стрессоров не способен вызывать ПТСР у всех людей поголовно, и наоборот, некоторые, на первый взгляд – умеренно травматичные события (вроде потери работы, несчастного случая, болезни или развода) иногда могут привести к развитию ПТСР. В настоящее время, например, неизвестно, как определить травмирующую способность небольшого стрессора, если он длится в течение нескольких недель, и оценить, будет ли она иной, если его воздействие продолжается в течение нескольких месяцев или лет. Точно так же восприятие травматичности события очень индивидуально и подчас целиком зависит от какой-то мелкой подробности, к которой данный человек имеет идиосинкразию. В настоящее время единственным бесспорным выводом, к которому приходят все исследователи в этой области, является то, что в некоторых случаях для развития симптомов ПТСР индивидуальное восприятие стрессора как травмирующего фактора не менее важно, чем его «объективная» стрессогенность.

Не менее существенное значение для развития и течения  ПТСР имеют и посттравматические факторы, но в настоящее время эта область исследована гораздо меньше. В некоторых случаях то, что происходит с человеком после травмы, воздействует на него даже сильнее, чем сама травма. Можно выделить факторы, которые способствуют профилактике развития ПТСР и смягчают его течение, к таковым относится: немедленно начатая терапия, дающая возможность активно делиться своими переживаниями; ранняя и долгосрочная социальная поддержка; восстановление чувства принадлежности к обществу (если оно было потеряно) и безопасности; участие в терапевтической работе с подобными жертвами травмы; отсутствие повторной травматизации; избегание деятельности, которая прерывает или нарушает ход терапии (например, длительное участие в правовых действиях, которые подспудно поощряют роль больного/ жертвы и снижают значимость терапии). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Войтенко P.M. Психологические аспекты болезни и инвалидности: Значение в клинике и экспертизе трудоспособности: Метод, пособие. — Таллин: Валгус, 19918.-43 с.

2. Воробьев А.И. Организация защиты и оказания медицинской помощи. населению США при катастрофах и других чрезвычайных условиях // Воен.-мед. журнал. 1990. - № 4. - С. 68-73.

3. Врачебно-трудовая  экспертиза. Социально-трудовая реабилитацияинвалидов: Обзорная информация. Вып. 10 / Сост. М.В. Коробов. Социально-трудовая адаптация инвалидов. 4.: ЦБНТИ, 1993. - 43 с.

5. Врачебно-трудовая  экспертиза. Социально-трудовая реабилитация  инвалидов: Обзорная информация. Вып. 3 / Сост. Ю.Г. Элланский и др. Психологические особенности жизненных планов у инвалидов в кризисных ситуациях. -М.: ЦБНТИ, 1996. 17 с.

Информация о работе Социальный фактор приведший к развитию травмы или заболеваний и дефектов больного