Система налогов и сборов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:46, реферат

Описание

Система налогов и сборов, существующая в РФ позволяет полностью обеспечить собирание налогов и сборов в России. Установленная и реформированная система понятна для налогоплательщика и удобна для всех участников налоговых правоотношений. Установлено полное верховенство законодательства РФ над законодательными и нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, что является выполнением положений Конституции РФ. Налогоплательщики на всей территории РФ уплачивают одинаковые налоги и сборы, что способствует единству страны.

Содержание

1. Понятие налогового права Российской Федерации
2. Система налогов и сборов в России
3. Порядок установления налогов и сборов

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

налоговое право.docx

— 39.47 Кб (Скачать документ)

 

Обязанность исчислить налог  может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или третье лицо. Налогоплательщики организации  самостоятельно исчисляют сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена  на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа  налоговый орган направляет налогоплательщику  налоговое уведомление. В налоговом  уведомлении должны быть указаны  размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также  срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается Федеральной налоговой службой. Как правило, налог исчисляется налоговыми органами или налоговыми агентами, когда налогоплательщиками выступают физические лица.

 

 

Порядок и сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно  к каждому такому действию. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность  по уплате налога возникает не ранее  даты получения налогового уведомления. Срок уплаты может определяться конкретной календарной датой или производиться по истечению определенного промежутка времени. Налогоплательщик вправе досрочно заплатить налог.

 

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном  НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым  агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Возможна уплата налога по декларации, у источника дохода или кадастровым способом.

 

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика  о полученных доходах и произведенных  расходах, источниках доходов, налоговых  льготах и исчисленной сумме  налога и (или) другие данные, связанные  с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому  налогу, если иное не предусмотрено  законодательством о налогах и сборах.

 

Уплата налога у источника  дохода предполагает, что налогоплательщик, как правило, физическое лицо, получает часть дохода за вычетом налога, уже удержанного налоговым агентом.

 

Кадастровый способ уплаты налога предполагает применение сведений, содержащихся в различных реестрах. Это касается налогов на имущество, которое оценивается соответствующими государственными и муниципальными организациями (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, транспортный налог, земельный налог). Ежегодно меняется цена или доходность имущества, соответственно изменяются или налоговые ставки, или порядок учета налоговой базы. Как правило, налоговый период таких налогов составляет календарный год.

 

Льготами по налогам и  сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере. Нормы законодательства о  налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить  ее использование на один или несколько  налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Льготы могут устанавливаться только для различных категорий налогоплательщиков. Льгота не является обязательным элементом налога, однако присутствует в большинстве налогов, установленных в РФ.

 

Виды налоговых льгот:

 

·   необлагаемый минимум  объекта (понижение налоговой базы);

 

·   освобождение от уплаты налогов отдельных категорий  плательщиков или объектов налогообложения;

 

·   понижение налоговых  ставок;

 

·   рассрочка или  отсрочка уплаты налогов;

 

·   налоговый кредит;

 

·   инвестиционный налоговый  кредит;

 

·   специальные налоговые  режимы.

 

Под необлагаемым минимумом  объекта (понижением налоговой базы) понимается выведение из-под налогообложения  части доходов или прибыли  целиком или частично. Подобные изъятия  могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельным  категориям. Например, не взимается  налог на доходы физических лиц с 32 категорий доходов. Примером необлагаемого  минимума объекта является применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц или налог на наследование или дарение.

 

Освобождение от уплаты налогов  отдельных категорий плательщиков или объектов налогообложения применяется  в двух вариантах. Во-первых, освобождаются  от уплаты некоторых налогов инвалиды и другие категории (государственная  пошлина, налог на имущество физических лиц). Во-вторых, часть объектов налогообложения (транспортный налог, налог на имущество  предприятий и т.д.) не облагается налогом.

 

Понижение налоговых ставок также применяется как для  отдельных категорий объектов налогообложения (НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование  объектами водных биологических  ресурсов и т.д.), так и для категорий  плательщиков (налог на прибыль организаций на 4% для организаций, использующих труд инвалидов).

 

Рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит являются разновидностью изменения срока уплаты налога и  сбора. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части  с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Изменение срока  уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой  обязанности по уплате налога и сбора.

 

Срок уплаты налога не может  быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

 

·   возбуждено уголовное  дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о  налогах и сборах;

 

·   проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, таможенного дела в области налогов  и сборов;

 

·   имеются достаточные  основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств  или иного имущества, подлежащего  налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации  на постоянное жительство.

 

Решение по предоставлению данных льгот принимается Федеральной  налоговой службой и ее подразделениями, Федеральной таможенной службой  или финансовыми органами соответствующего уровня.

 

Отсрочка или рассрочка  по уплате налога представляет собой  изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев  соответственно с единовременной или  поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или  рассрочка по уплате налога могут  быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

 

·   причинения этому  лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой  силы;

 

·   задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

 

·   угрозы банкротства  этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

 

·   если имущественное  положение физического лица исключает  возможность единовременной уплаты налога;

 

·   если производство и (или) реализация товаров, работ или  услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

 

·   на основании Таможенного кодекса РФ.

 

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из вышеперечисленных оснований. Налоговый  кредит так же может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

 

Инвестиционный налоговый  кредит представляет собой такое  изменение срока уплаты налога, при  котором предоставляется возможность  в течение определенного срока  и в определенных пределах уменьшать  свои платежи по налогу с последующей  поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

 

·   проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских  работ либо технического перевооружения собственного производства, в том  числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или  защиту окружающей среды от загрязнения  промышленными отходами;

 

·   осуществление организацией внедренческой или инновационной  деятельности, в том числе создание новых или совершенствование  применяемых технологий, создание новых  видов сырья или материалов;

 

·   выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

 

Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного  налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может  быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных  настоящей статьей. При нарушении  заинтересованным лицом условий  предоставления отсрочки, рассрочки  действие отсрочки, рассрочки может  быть досрочно прекращено по решению  уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении  срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

 

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов  обязанность по уплате налогов может  быть обеспечена поручительством. В  силу поручительства поручитель обязывается  перед налоговыми органами исполнить  в полном объеме обязанность налогоплательщика  по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

 

Поручительство оформляется  в соответствии с гражданским  законодательством РФ договором  между налоговым органом и  поручителем. При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

 

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок  определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности  по уплате отдельных налогов и  сборов.

 

К специальным налоговым режимам относятся:

 

·   система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

 

·   упрощенная система  налогообложения

 

·   система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности;

 

·   система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции.

 

 

 

 

Заключение

 

Система налогов и сборов, существующая в РФ позволяет полностью  обеспечить собирание налогов и  сборов в России. Установленная и  реформированная система понятна  для налогоплательщика и удобна для всех участников налоговых правоотношений. Установлено полное верховенство законодательства РФ над законодательными и нормативными актами субъектов РФ и муниципальных  образований, что является выполнением  положений Конституции РФ. Налогоплательщики  на всей территории РФ уплачивают одинаковые налоги и сборы, что способствует единству страны. Однако реформирование налоговой системы вместе с значительными положительными моментами имеет несколько недостатков. Так субъекты РФ и муниципальные образования почти лишились собственных (закрепленных) источников доходов, что отрицательно влияет на самостоятельность бюджетов бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

 

1. Конституция Российской  Федерации .

 

2. Бюджетный кодекс РФ  от 31.07.1998 № 145-ФЗ .

 

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

 

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.

 

5. Гражданский кодекс  РФ (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Информация о работе Система налогов и сборов в Российской Федерации