Принципы налогообложения. Кривая Лаффера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:47, реферат

Описание

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги – это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политических и экономические ценности в государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Налогообложение.

Принцип налогообложения.
2.1 Принцып справедливости налогообложения.

2.2 Принцып законности налогообложения.

2.3 Принцып всеобщности налогообложения.

2.4 Принцып налоговой платежноспособности.

2.5 Принцып равного наголового бремени.

2.6 Принцып юридического равентсва налогоплательщиков.

2.7 Принцып определенности налогообложжнеия.

2.8 Принцып удобства плательщика при уплате налога.

2.9 Принцып стабильности налогового законодательсва.

Кривая Лаффера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

экономика реферат печать.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. Налогообложение.

 

  1. Принцип налогообложения.

2.1 Принцып справедливости налогообложения.

 

2.2 Принцып законности налогообложения.

 

2.3 Принцып всеобщности налогообложения.

 

2.4 Принцып налоговой платежноспособности.

 

2.5 Принцып равного наголового бремени.

 

2.6 Принцып юридического равентсва налогоплательщиков.

 

2.7 Принцып определенности налогообложжнеия.

 

2.8 Принцып удобства плательщика при уплате налога.

 

2.9 Принцып стабильности налогового законодательсва.

 

  1. Кривая Лаффера.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налогообложение находится  на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками  налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги – это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политических и экономические ценности в государстве.

Для экономики важны содержания и конечные цели действия налогового механизма. Поэтому, как бы ни называлась форма принудительного, неэквивалентного, безвозвратного изъятия доли дохода гражданина или предприятия, она всегда будет выражать одностороннее движение денежной формы стоимости от ее создателей к государству. исторический аспект развития налогообложения поможет читателям понять экономическую сущность нынешних налогов. Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело с конкретными формами, в которых общественно необходимо категория «налог» используется государственной властью. Согласие на тот или иной налоговый регламент дает нация в целом. Следовательно, степень развитие демократического режима – вот тот постулат, на котором основаны тяжесть налогового бремени и полнота реализации фундаментальных принципов налогообложения: справедливость, равноправность, ясность и экономичность налогов. От выбора форм реализации этих принципов зависит, во что будет обращен далее налог – во благо или во зло. Этот выбор мы определяем сами – через нашу волю к экономической свободе и наше желание жить в цивилизованном обществе.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налогообложение.

 

НАЛОГ- ЭТО ИЗЪЯТИЕ В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ И УСТАНОВЛЕННОЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ЧАСТИ ДОХОДА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 

Налоги в  России разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные. 
Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России. 
Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположенналогоплательщик. 
Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей. 
 

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - ЭТО СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

 

На основе взглядов А. Смита,к настоящему времени  сложились две крупные концепции  налогообложения:

- первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется).

- вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

 

 

 

 

2. Принципы налогообложения.

 

Понятие принципов  налогообложения. Латинское слово princepium переводится как "основа", "первоначало".

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил, в частности, принципы справедливости, определенности, удобства плательщика при уплате налога и др. Эти принципы сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Формирование  и эволюция принципов налогообложения прошли ряд этапов. В процессе развития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, появляются практические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затем обрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая форму научных положений и правил. Данные положения и правила закрепляются законодателем в виде правовых норм, которые, пройдя апробацию временем, превращаются в "руководящие идеи", в экономические и политико-правовые аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять деятельность законодателей, налоговых органов и действия налогоплательщиков в сфере налогообложения.

 

Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление общих  принципов налогообложения и  создает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности  каждого уплачивать законно установленные  налоги, о равенстве прав и свобод гражданина и человека, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности и т.д. Например, принцип всеобщности налогообложения вытекает из конституционного положения, нашедшего отражение в ст. 57

Конституции РФ, которая обязывает каждого уплачивать законно установленные налоги. Поэтому принципы налогообложения содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием.

Принципы налогообложения  не просто отражают правильное понимание практики налогообложения, но, что особенно существенно, фиксируют представление о долженствующем. Принципы налогообложения существенны для налоговой системы, определяя ее конфигурацию и содержание. При формировании налогового права законодатель обязан учитывать принципы налогообложения. Они должны быть, с одной стороны, сформулированы как нормы - принципы, а с другой - "растворены" в налоговом праве как под отрасли финансового права. Принципы налогообложения придают качественную определенность налоговому праву, составляют, по Монтескье, его "дух". Представляется, что с учетом опыта налогообложения большинства стран мира, а также достижений зарубежной и отечественной финансовой и финансово-правовой науки практика налогообложения может базироваться на следующих принципах: справедливости, законности, всеобщности, налоговой платежеспособности, юридического равенства налогоплательщиков, определенности, удобства налогоплательщика при уплате налога, стабильности законодательства и др.


  • Принципы налогообложения, обоснованные Смитом в конце XVIII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. (Рис.1)

  • Рис.1 Система принципов А.Вагнера

  •  
    Финансовые принципы организации налогообложения

     
    Достаточность налогообложения 
     
    Эластичность (подвижность) налогообложения

     
    Народнохозяйственные принципы

     
    Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса  – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом) 
     
    Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения

     
    Этические принципы (принципы справедливости)

     
    Всеобщность налогообложения 
     
    Равномерность налогообложения

     
    Административно-технические правила (принципы налогового управления)

     
    Определенность налогообложения 
     
    Удобство уплаты налога 
     
    Максимальное уменьшение издержек взимания


     

     

     

     
     

    2.1. Принцип справедливости налогообложения

    В самом общем смысле справедливость применительно к налогообложению есть форма поведения государства, определяемая равным отношением к налоговым обязанностям и правам всех граждан и организаций, причем эти обязанности (права) одинаково возлагаются как на своих граждан, так и на других людей. Будучи по своей сути морально-правовым, принцип справедливости налогообложения в отдельных странах получил закрепление на конституционном уровне. В ст. 31

    Конституции Испании говорится: "Каждыйучаствует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию.

    Данный принцип - базовый в системе принципов налогообложения. Вместе с тем отдельные ученые, признавая его первичность и важность, относили и относят принцип справедливости налогообложения к условным моментам, исторически изменяющимся и не имеющим прочного стержня.


    Анализ принципа справедливости налогообложения позволяет  выделить в нем три таких элемента.

    Первый элемент может быть сформулирован так: каждый гражданин обязан оплачивать работу своего государства, так как он и его собственность находятся под его защитой.

    Суть второго элемента: в случае уклонения от уплаты налога отдельными лицами государство принуждает их к этому, изымая из имущества этих лиц необходимую по закону часть.

    Третий элемент выражается следующим образом: государственные налоги, распространяясь на граждан и организации, возлагают бремя на одних и предоставляют налоговые льготы другим.


     

     

    2.2. Принцип законности  налогообложения

    Законность  в сфере налогообложения можно  определить как точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права  нормативных предписаний действующего налогового законодательства. Принцип законности - один из наиболее древних принципов налогообложения, логически и юридически вытекающий из принципа справедливости и зафиксированный еще Великой хартией вольностей в 1215 г. Хартия установила, что для взимания налогов королевской властью требуется согласие представительного органа, принимающего решение на основании закона. Это положение затем было заимствовано у Англии всеми европейскими государствами, а в начале ХХ в. также Россией.

    Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Данная статья усиливается  категоричностью п. 5 ст. 3 НК РФ, в  котором говорится: ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом.


    В принципе законности налогообложения выделяются две  составляющие. Первая заключается в соблюдении законодателем при разработке и принятии налогового закона базовых идей, положений, принципов налогообложения, требований введения в действие законодательных актов. При этом, закрепляя налог как обязательный платеж для гражданина или организации, законодатель обращает особое внимание на такой существенный элемент налога, как объект налогообложения. Только закон может определить то имущество и тот доход, которые являются объектом налога.

    Вторая составляющая принципа законности налогообложения заключается в применении норм налогового права, в неукоснительном выполнении (соблюдении, исполнении, использовании) всеми участниками налоговых правоотношений, включая государство, действующего законодательства.


     

    2.3. Принцип всеобщности  налогообложения

    Всеобщность налогообложения может быть сведена  к следующей максиме: все классы и сословия, все граждане обязаны уплачивать законно установленные налоги. Известно, что почти до середины ХIХ в. принцип всеобщности налогообложения не соблюдался в большинстве стран Западной Европы и России. Общество делилось на податные (крестьяне, ремесленники, купцы) и неподатные (духовенство, дворяне) сословия. Но постепенно эта несправедливость преодолевалась. Так, в Габсбургской монархии императором Иосифом II в 70-80-х годах ХVIII в. налоги были распространены на все классы общества. Аналогичная реформа была осуществлена в России императором Александром II в 60-70-х годах ХIХ в.

    Закреплен в ст. 57 Конституции  РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные  налоги, и в ст. 8 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый гражданин  России несет равные обязанности перед обществом. При этом следует указать на весьма важную деталь: в то время как статья 57 Конституции РФ закрепляет налоговую обязанность лишь в отношении физических лиц, НК РФ распространяет требование всеобщности налогообложения и на организации. Разумеется, НК РФ делает исключения для отдельных граждан.


     

     

    2.4 Принцип налоговой  платежеспособности

    Данный принцип  предполагает учет фактической способности  к уплате налога исходя из экономических  возможностей налогоплательщика. Принцип  налоговой платежеспособности имеет в финансовой и финансово-правовой литературе и другие названия: "принцип равного налогового бремени", "принцип равномерности налогообложения", "принцип достаточности". Наиболее кратко и понятно сформулировал этот принцип Дж.Ст. Милль: с крупных доходов следует взимать большую долю налога, с небольших - меньшую долю налога. Иначе говоря, принцип налоговой платежеспособности требует, чтобы каждый налогоплательщик платил налог сообразно со своим имущественным положением. Коснулся этого принципа и Н.И. Тургенев, который писал: "Налоги должны быть распределены между всеми гражданами в одинаковой соразмерности, пожертвования каждого на общую пользу должны соответствовать его доходу".

    Информация о работе Принципы налогообложения. Кривая Лаффера