Правовое регулирование налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, контрольная работа

Описание

Правовые принципы отражают объективные закономерности развития рыночных отношений, обусловлены ими. В них в юридической форме преломляются и конкретизируются экономические и политические закономерности развития Российского государства. Эти принципы отражаются как в законодательстве, так и в научных трудах.

Содержание

Введение 3
Принципы правового регулирования 4
Основные положения об обжаловании налогоплательщиками актов налоговых органов, вынесенных
по результатам налоговых проверок 7
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

к.р. прав.регулирование.docx

— 31.50 Кб (Скачать документ)

Перечень решений, которые  выносит вышестоящий налоговый  орган по жалобе на итоговое решение  по результатам налоговой проверки, является исчерпывающим (п. 2 ст. 140 НК РФ), и налоговые органы при вынесении  решения ограничены предметом такой  жалобы. Хотя на практике налоговые  органы по результатам рассмотрения жалобы выносят решение, влекущее для  налогоплательщика возникновение  дополнительных налоговых обязанностей.

В то же время, по мнению Президиума ВАС РФ, вышестоящий налоговый  орган по итогам рассмотрения жалобы не может принять решение, согласно которому налогоплательщик должен уплатить дополнительные налоговые платежи, не указанные в оспариваемом решении  инспекции (Постановление от 28.07.2009 N 5172/09 по делу N А58-2053/08-0325). Аналогичные  выводы содержат Постановления ФАС  Восточно-Сибирского округа от 22.09.2009 N А19-637/09, ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2009 N А26-6967/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2009 N А45-1143/2009-17/22.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 19.11.2009 N А48-3694/08-6 указано, что  по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий  налоговый орган не вправе выносить решение, обязывающее налогоплательщика уплатить дополнительные налоговые платежи, не отраженные в решении инспекции. Принятие вышестоящим налоговым органом такого решения означает осуществление контрольной функции за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. В случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый  орган (на вступившее в силу решение) указанный срок может быть продлен  не более чем на 15 дней для получения  от нижестоящей налоговой инспекции  документов или информации, необходимых  для рассмотрения жалобы.

Срок рассмотрения апелляционной  жалобы на не вступившее в силу решение  не увеличивается, поскольку согласно п. 3 ст. 139 НК РФ апелляционная жалоба подается через принявшую решение  инспекцию, которая передает ее вместе со всеми материалами в вышестоящий  орган.

Если вышестоящий налоговый  орган, рассматривающий апелляционную  жалобу, не отменит решение нижестоящей  инспекции, оно вступает в силу с  даты его утверждения вышестоящим  налоговым органом. В случае когда  будет изменено решение нижестоящей  инспекции, то указанное решение  с учетом внесенных изменений  вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим  налоговым органом.

Вступившее в силу решение  о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое  не было обжаловано в апелляционном  порядке, может быть обжаловано в  вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2).

В соответствии с п. 1 ст. 141 НК РФ подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных  Кодексом.

При этом, если должностное  лицо, рассматривающее жалобу, имеет  достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, оно вправе полностью  или частично приостановить их исполнение. Решение о приостановлении принимается  руководителем налогового органа, принявшим  такой акт, либо вышестоящим налоговым  органом по ходатайству лица, обжалующего  решение налогового органа.

О принятом по жалобе решении  заявителю сообщается в письменной форме в течение трех дней со дня  его принятия. Особой формы для  такого сообщения не предусмотрено. Как правило, налогоплательщику  направляется копия решения.

Судебный порядок обжалования

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности  за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования  этого решения в вышестоящем  налоговом органе. В случае обжалования  такого решения в судебном порядке  срок для обращения в суд исчисляется  со дня, когда лицу, в отношении  которого вынесено это решение, стало  известно о вступлении его в силу.

Поскольку законодательством  предусмотрено обязательное досудебное обжалование решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, арбитражный  суд не станет рассматривать исковое  заявление без подтверждения  факта обращения с жалобой  в вышестоящий налоговый орган (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2010 N А27-12342/2009, ФАС Уральского округа от 25.03.2010 N Ф09-1818/10-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2009 N А43-11871/2009-45-281).

В судебном порядке можно  обжаловать только те обстоятельства, которые были предметом апелляционной  жалобы. Если налогоплательщик обжалует в суде все эпизоды решения  налогового органа, включая вопросы, которые не были указаны в апелляционной  жалобе, суд оставит исковое заявление без рассмотрения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2010 N А27-12342/2009).

Несмотря на то что в  НК РФ прямо не указано на право  вышестоящего налогового органа оставить жалобу налогоплательщика без рассмотрения, она может быть оставлена без  движения по формальным основаниям, что  подтверждается арбитражной практикой.

Жалоба налогоплательщика  правомерно оставлена вышестоящим  налоговым органом без рассмотрения, так как ее заявило неуполномоченное физическое лицо (Постановление ФАС  Дальневосточного округа от 28.12.2009 N Ф03-7808/2009).

Суд признал правомерным  решение вышестоящего налогового органа оставить без рассмотрения жалобу налогоплательщика, поскольку к ней была приложена  ксерокопия доверенности представителя  налогоплательщика, не заверенная в  установленном порядке (Постановление  ФАС Дальневосточного округа от 24.12.2009 N Ф03-7507/2009).

В то же время отдельные  суды отмечают, что п. 2 ст. 140 НК РФ установлен закрытый перечень решений, принимаемых  вышестоящим налоговым органом  по результатам рассмотрения жалоб.

Налоговый орган не вправе прекращать производство или возвращать апелляционные жалобы в случае ненадлежащего  их оформления (подпись генерального директора в жалобе не заверена печатью) (Постановление ФАС Московского  округа от 06.08.2009 N КА-А40/7303-09).

Инспекция не имеет права  оставлять жалобы без рассмотрения в связи с нарушением порядка  и формы, предъявляемой к содержанию, при непредставлении вместе с  жалобой доверенности на лицо, подписавшее  жалобу (Постановление ФАС Поволжского  округа от 26.04.2010 N А65-29253/2009).

Если налогоплательщик после  досудебного обжалования остается недовольным решением вышестоящего налогового органа, он вправе обжаловать решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности в суд (п. 5 ст. 101.2, п. 1 ст. 138 НК РФ).

Судебное обжалование  актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или  бездействия их должностных лиц  организациями и индивидуальными  предпринимателями производится путем  подачи искового заявления в арбитражный  суд. Налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, подают соответствующее исковое  заявление в суд общей юрисдикции в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

При обжаловании актов  налоговых органов, действий их должностных  лиц суд вправе по заявлению налогоплательщиков приостановить исполнение обжалуемых актов либо совершение обжалуемых действий (ст. 199 АПК РФ, ст. 254 ГПК РФ).

Согласно п. 19 Постановления  Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 суд вправе приостановить действие оспариваемого  решения не только по заявлению лиц, участвующих в деле, но и по собственной  инициативе, что не предрешает результата рассмотрения дела судом.

Следует отметить, что существует и еще один способ обжалования  действий (бездействия) налоговых органов - жалоба в прокуратуру в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". С жалобой в прокуратуру  можно обратиться на любое действие или решение независимо от подачи аналогичной жалобы в вышестоящий  налоговый орган или суд. При  этом срок для обращения в прокуратуру  не установлен.

 

 

 

 

Заключение

 

Принципы правового регулирования  являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют они и  для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться  на основе базовых подходов, установленных  налогово-правовыми принципами.

Основные принципы правового регулирования  налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей  налогообложения.

В части 1 ст. 137 НК РФ установлено, что  каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие  их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его  права. 

Налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то что  у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.

В акте, составляемом по результатам  налоговой проверки, указываются  обстоятельства, установленные в  ходе проверки.

В общем порядке (ст. ст. 137 - 142 НК РФ) обжалуется абсолютное большинство  актов налоговых органов, которые  принимаются в ходе проверки и  при рассмотрении ее материалов (например, решение о проведении выездной налоговой  проверки, решение о приостановлении  проведения выездной налоговой проверки, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, постановления  о назначении экспертизы, производстве выемки, требование о представлении  документов и др.), а также незаконные действия работников налоговых органов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Винницкий Д.В. Российское налоговое право. //Д.В. Винницкий// СПб.,2007. 
  2. Грачёва Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Налоговое право: Учебник //Е.Ю. Грачёва, М.Ф. Ивлиева, Э.Д. Соколова//М., 2005. 
  3. Замлин А.И. Налоговое право: Учебник //А.И. Землин//М., 2005
  4. Кучеров И.И. «Налоговый контроль и ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах». //И.И. Кучеров// М., 2007. 
  5. Пепеляев С.Г. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие //С.Г. Пепеляев//М., 2007. 
  6. Ровицкий Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование //Е.А. Ровицкий//М., 2006.  

Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений