Понятие,предмет и метод налового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:54, контрольная работа

Описание

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Содержание

Глава 1. Понятие, предмет и метод налогового права………………………..3
1.1 Понятие налогового права………………………………………………….3
1.2 Предмет налогового права………………………………………………….4
1.3 Метод налогового права…………………………………………………….5
Глава 2. Система, принципы и источники налогового права…………………7
2.1 Система налогового права…………………………………………………..7
2.2 Принципы налогового права………………………………………………..8
2.3 Источники налогового права………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

фин_право.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Конституционные принципы составляют основу разграничения полномочий в налоговой сфере.

Налоговое законодательство — это система нормативных  актов различного уровня, регулирующих правоотношения плательщиков с государством, организацию, ход и цели налогового производства, ответственность сторон за налоговые правонарушения.

Центральное место в  налоговом законодательстве занимает Налоговый кодекс РФ. Помимо него налоговые  правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают межгосударственные договоры, принимаемые для избежания двойного налогообложения.

К другим источникам налогового права относятся акты исполнительных органов: указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и других центральных органов, решения местного самоуправления, имеющие нормативное значение, т.е. устанавливающие общие правила поведения. Эти нормативные акты именуются подзаконными, чем подчеркивается их подчиненное положение по отношению к закону. С их помощью осуществляется оперативная управленческая деятельность, поскольку закон устанавливает более общие правила, а подзаконные акты — правила, способствующие применению законов к конкретным отношениям. Акты, не прошедшие государственной регистрации и (или) неопубликованные в установленном порядке, не имеют юридической силы и не влекут за собой правовых последствий.

Акты Президента РФ и  Правительства РФ вступают в силу с момента подписания, или через  семь дней после подписания, или  в иной срок, установленный в самом нормативном акте и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня подписания.

Основной формой нормотворчества  федеральных органов государственной власти, составляющих финансовый аппарат, является издание приказов и инструкций.

Согласно п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Как указано в п. 2 ст. 4 НК РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Нормативные акты Федеральной  налоговой службы, Федеральной таможенной службы и др., в отличие от нормативных актов, о которых идет речь в п. 1 ст. 4 НК РФ, обязательны для исполнения не для всех участников налоговых отношений, а лишь для подразделений органов, их издавших. Поскольку указанные акты определяют деятельность налоговых и других органов, осуществляемую в отношении налогоплательщиков и других обязанных лиц, ст. 137—138 НК РФ предусматривают возможность судебного обжалования налогоплательщиками и налоговыми агентами как ненормативных, так и нормативных правовых актов налоговых органов.

Органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своей  компетенции также принимают  нормативные правовые акты в сфере  финансов.

Помимо нормативных  актов, существуют акты толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том, что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не применяются при рассмотрении спора по существу. Говоря об актах толкования права, отдельно следует остановиться на постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются актами официального толкования и в этом качестве обязательны для применения соответствующими судами РФ, а также на постановлениях

Конституционного Суда РФ, которые являются источниками  права, в том числе финансового, в отличие от постановлений иных судов.

№ Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба РФ. См.: СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945.

Однако их особенность  состоит в том, что они не устанавливают  юридические нормы, а признают их неконституционными в том случае, если они не соответствуют Конституции  РФ.

Кроме правовых, в правоприменительной  практике используются акты ненормативного характера, т. е. такие, которые не содержат правовых норм общего характера, а применяются в индивидуальном порядке. Это, например, решения арбитражного суда по конкретному налоговому делу.

Особое место в регулировании  налоговых отношений отводится нормам, которые устанавливаются на межгосударственном уровне, совокупность которых принято именовать международным налоговым правом.

В налоговых законах  и подзаконных нормативных актах  изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности и ответственность участников правоотношений, но и теоретические положения налогового законодательства и практика его применения. Отмечается, что взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.

Понятие «налоговое законодательство»  трактуется неоднозначно. В законодательных  актах о налогообложении можно  встретить формулировки «законодательство  о налогах», «законодательство по налогообложению», «правовые акты, регулирующие отношения в области налогообложения» и другие. Правоприменительная практика выявила проблему конкуренции различных отраслей законодательства в регулировании вопросов, так или иначе связанных с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в разграничении сферы, регулируемые гражданским и налоговым законодательством. Регулирование налоговым законодательством несвойственных ему отношений создает реальную угрозу стабильности правовой системы в целом, чревато нарушениями прав и законных интересов граждан и предприятий.

В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1) законодательство о налогах  и сборах в совокупности образуют:

- законодательство РФ  о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое в соответствии с п. 4 ст. 1 НК РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;

- нормативные правовые  акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления.

Таким образом, в массив законодательства о налогах и  сборах не входят акты Президента РФ, Правительства  РФ (Федеральной налоговой службы), иных органов исполнительной власти.

На практике это исключает  применение налоговой санкции —  штрафа за нарушение требований подзаконных  нормативных правовых актов.

Следует отметить, что  налоговое право не является самодостаточным, изолированным правовым образованием, оно, в частности, находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Конституция страны определяет основной налоговый правопорядок. Взаимодействует налоговое право и с административным правом, а также комплексными отраслями права земельным, муниципальным, банковским, страховым и т. п. Самым тесным образом оно связано с иными подотраслями и институтами финансового права.

 

 Заключение

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением в действие и взиманием налогов, а также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности формируют налоговое право.

По вопросу о месте  налогового права в системе права  в юридической науке сегодня  не существует единого мнения. Можно  выделить следующие основные концепции  места налогового права в системе  права:

- налоговое право является частью бюджетного права как крупного раздела финансового права;

- налоговое право является  самостоятельным институтом финансового  права;

- налоговое право является  комплексным институтом, состоящим  из норм конституционного, финансового,  административного и финансового права;

- налоговое право является  самостоятельной отраслью права.

Налоговые органы — обязательный участник отношений и по осуществлению  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.

Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно.

 

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ.
  2. Конституция РФ.
  3. Налоговый Кодекс РФ.
  4. Свод Законов РФ. 2004.

5. Налоговое право:  Учебник / Под ред. Грачёвой Е.Ю., Ивлиевой М.Ф., Соколовой Э.Д. М., 2005.

6. Налоговое право:  Учебник / Под ред. Землина А.И. М., 2005.

7. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004.

8. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1995.

  1. Бачурин А.В. Прибыль и налог с оборота в СССР. М., 1955.
  2. Богуславский М.М. Международное экономическое право. .,1986.
  3. Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб., 2003.
  4. Воден Ж. «Шесть книг о государстве». XVI в.

13. Кучеров И.И. «Налоговый  контроль и ответственность за  нарушение законодательства о налогах и сборах». М., 2001.

14. Лисовский В. Н. Международное торговое и финансовое право. М.,1964.

15. Монтескье Ш. «О  духе законов». XVIII в.

16. Ровицкий Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965.

17. Солюс Г.Л. Налоги в системе государственно-монополистического капитализма. М., 1964.

- -


Информация о работе Понятие,предмет и метод налового права