Понятие налогового преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении налоговых преступлений.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
дать общую уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере экономической деятельности;
раскрыть понятие налогового преступления;
определить виды налоговых преступлений;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие и виды налоговых преступлений………………………….5
Общая уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности…………………………………………...5
Понятие и виды налоговых преступлений………………………..........9
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений и практика их применения……………………………………………..14
2.1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьями 198,199 УК РФ………………………………………………..14
2.2 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьей 199.1 УК РФ…………………………………………………….21
2.3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьей 199.2 УК РФ………………………………………………….…..24
2.4. Судебная практика при рассмотрении дел, связанных с налоговыми преступлениями……………………………………………………….......27
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….…34

Работа состоит из  1 файл

КР - понятие налогового преступления.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..….3

Глава 1. Понятие и виды налоговых преступлений………………………….5

    1. Общая уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности…………………………………………...5

    1. Понятие и виды налоговых преступлений………………………..........9

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений и практика их применения……………………………………………..14

2.1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьями 198,199 УК РФ………………………………………………..14

2.2 Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьей 199.1 УК РФ…………………………………………………….21

2.3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных статьей 199.2 УК РФ………………………………………………….…..24

2.4. Судебная практика при рассмотрении дел, связанных с налоговыми преступлениями……………………………………………………….......27

Заключение……………………………………………………………………..31

Список литературы………………………………………………………….…34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации  “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”. Для современной экономики и общества России эффективно действующая налоговая система приобретает первостепенное значение. Сбор налогов в последнее время рассматривается в качестве одной из главных мер по наполнению и оздоровлению бюджета, а контроль над исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей стал одним из приоритетных направлений деятельности государства.

В последние годы уклонение  от уплаты налогов получило широкое  распространение, стабильно растет, причем опережая по темпам своего роста иные экономические преступления. Уклонение от уплаты налогов как социальное явление и как преступное деяние в полном объеме по существу начало изучаться недавно. Между тем по оценке многих криминологов, налоговая преступность относится сейчас к числу одной из наиболее опасных разновидностей экономической преступности.

В такой ситуации вполне оправданно то, что за наиболее общественно  опасные посягательства на общественные отношения, складывающиеся в процессе уплаты налогов в бюджеты и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды гражданами и организациями, законодательством, помимо налоговой и административной предусмотрена также уголовная ответственность.

В Уголовном кодексе  Российской Федерации содержатся статьи, предусматривающие ответственность за налоговые преступления - статья 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», статья 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»,   статья 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента», статья 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». Как и большинство преступлений в сфере экономической деятельности, налоговые преступления характеризуются исключительно высокой степенью латентности.

Правовой причиной уклонения  от уплаты налогов являются несовершенство и нестабильность налогового и уголовного законодательства. Некоторые понятия (уклонение, сокрытие, занижение) не имеют точного законодательного определения.

Цель данной работы состоит  в рассмотрении налоговых преступлений.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

  1. дать общую уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере экономической деятельности;
  2. раскрыть понятие налогового преступления;
  3. определить виды налоговых преступлений;
  4. рассмотреть уголовно-правовую характеристику отдельных видов налоговых преступлений
  5. проанализировать судебную практику рассмотрения дел, связанных с налоговыми преступлениями.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере законодательства о налогах и сборах, регулирующего ответственность лиц, совершающих налоговые преступления.

Предметом исследования являются налоговые преступления.

 

Глава 1. Понятие и виды налоговых преступлений

1.1. Общая уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Уголовная ответственность  за преступления в сфере экономической  деятельности предусмотрена нормами  гл. 22 УК РФ.

Происходящие в России экономические и политические преобразования определили необходимость реформирования всей правовой системы в целом и уголовного законодательства в частности. Слом старой хозяйственной системы, основанной на командно-административном методе регулирования экономических отношений и, следовательно, на жестком контроле со стороны государства, и переход к новым экономическим отношениям, ориентированным на свободное развитие рыночной экономики, на свободное предпринимательство, честную конкуренцию при равенстве всех форм собственности, создали (как побочный продукт) условия для совершения общественно опасных деяний, ранее не известных уголовному законодательству. В стремлении провести идею: "разрешено все, что не запрещено законом" государство предоставило возможность новым хозяйственным структурам действовать самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, что объективно создавало условия для злоупотреблений, мошеннических операций со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов. Эти общественно опасные деяния (проявления монополизма, недобросовестной конкуренции, обман кредиторов, ложное банкротство и др.) затрагивали интересы всех субъектов: и государства, и частного предпринимателя, - и мешали поступательному развитию новых экономических отношений.

Основополагающие начала правового регулирования новых  экономических отношений были заложены в Конституции РФ, в ст. ст. 8, 34, 35, 36. Статья 8 гарантирует участникам новых экономических отношений единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности в условиях равенства всех форм собственности. Статьи 34, 35, 36 устанавливают гарантии права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Но признание свободы экономических отношений не означает отказа от их государственного регулирования, поэтому ч. 2 ст. 34 Конституции РФ признала недопустимой деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти конституционные принципы явились основой новых законов, регулирующих экономику в сфере гражданских, финансовых, валютных отношений, а также позволили определить круг общественных отношений, которые должны быть защищены при помощи норм уголовного права от преступных посягательств.

Преступление в сфере экономической деятельности можно определить как преступление, при совершении которого его субъект преследует незаконные экономические интересы, в том числе интересы корыстные, либо стремится причинить вред законным экономическим интересам государства, общества, хозяйствующим субъектам или частным лицам.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 22 УК РФ, являются общественные отношения, составляющие содержание всей экономики в целом. Видовым объектом выступают отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных ценностей и услуг

В качестве непосредственных объектов преступлений этой главы фигурируют конкретные общественные отношения, интересы в различных сферах экономической деятельности, на которые происходят преступные посягательства.

Исследуя объективную  сторону указанных преступлений, следует отметить, что диспозиции многих правовых норм, предусматривающих за них уголовную ответственность, сформулированы законодателем как бланкетные, для уяснения их сути в правоприменительной деятельности необходимо обращение к ряду законодательных и иных нормативных актов других отраслей права - например, предпринимательского, банковского, таможенного, налогового. Что касается непосредственно уголовно-правового деяния как признака объективной стороны, то в составах преступлений, входящих в гл. 22 УК РФ, оно выражается как в виде действия (изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов), так и в виде бездействия (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности).

Законодательная конструкция  составов преступлений, посягающих на нормальную деятельность в экономической сфере, достаточно неоднородна. Одни из них сформулированы как материальные (незаконное предпринимательство), которые считаются оконченными только в случае наступления преступных последствий, состоящих в причинной связи с общественно опасным деянием, другие - как формальные, окончание которых связывается лишь с совершением самого деяния (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем).

Субъективная сторона  преступлений, совершаемых в сфере  экономической деятельности, характеризуется исключительно умышленной формой вины. Кроме того, в качестве обязательного признака некоторых составов выступают мотив и цель.

Субъект преступлений рассматриваемой  главы общий или специальный, если характеризующий его признак прямо указан в диспозиции статьи.

Преступления в сфере  экономической деятельности подразделяются в зависимости от видового объекта  на следующие группы:

  • должностные экономические преступления
  • преступления в сфере предпринимательской и банковской деятельности
  • преступления, посягающие на финансово-кредитные отношения;
  • таможенные и внешнеэкономические преступления;
  • налоговые преступления.

 

1.2. Понятие и виды налоговых преступлений

преступление  экономический должностной

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

Налоговую преступность как общественно-опасное явление  нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

Начавшиеся позже социально-экономические  преобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой  системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.

Подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

В связи с принятием  первой части Налогового кодекса  РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку  первое относится ко второму, как  частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

Обратимся к понятию  налогового правонарушения. Оно определятся  в Налоговом кодекса следующим  образом: “Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.

Из приведенного определения видно, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.). Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение. Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - “налоговую санкцию” (ст. 114 Налогового кодекса РФ).

Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 Налогового кодекса РФ). Согласно Налоговому кодексу РФ привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст.110 Налогового кодекса РФ).

Информация о работе Понятие налогового преступления