Понятие налога и налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:07, реферат

Описание

Формирование в России предпринимательских отношений, разнообразие форм собственности, становление общепризнанных принципов защиты прав человека — все это требует от налогового регулирования таких путей и подходов, которые диктуются не только потребностями государства и бюджета, но и законами рыночной экономики, основанными на борьбе за выживание хозяйствующих субъектов условиях конкуренции и приумножения частной собственности.

Содержание

Введение
1. Понятие налога
2. Понятие и предмет налогового права
3. Функции налога
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

налоги реферат.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

     Действующее налоговое право имеет ряд  особенностей:

1.  Обложение  хозяйствующих субъектов (юридических  лиц) как приоритетное направление  по налоговым изъятиям.

2.  Достаточно  высокий удельный вес (по сравнению  с зарубежными странами) доли  косвенных налогов и относительно более низкий — прямых.

3.  Разветвленная  система федеральной Госналогслужбы  РФ, непосредственное подчинение  входящих в нее нижестоящих  структур вышестоящим, главной  задачей которых является обеспечение  контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

4.  Широкий  перечень разнообразных льгот,  установленных законодательством  субъектов Федерации и направленных  преимущественно на стимулирование  производства.

5.  Установление  жестких санкций за различные  нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

6.  Обязательность  постановки всех субъектов предпринимательской  и хозяйственной деятельности  на учет в налоговых органах  с правом открытия расчетного  счета в банках только после регистрации в налоговых органах.

7.  Первоочередность  направления средств, имеющихся  у предприятий на счетах, на  уплату налогов по сравнению  с остальными расходами предприятия.

8.  Возможность  для налогоплательщиков получения  по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

     Для правильного понимания предмета налогового права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе и служебную роль в финансовом праве.

     Налоговое право оказывает регулятивное воздействие  на налоговые общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т. е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре внимания налогового права находятся об­щественные отношения, которые непосредственно возникают в связи с практической реализацией задач и функций налогообложения.

     Налоговое право регулирует отношения, которые  складываются по поводу осуществления  соответствующими субъектами исполнительной власти возложенных на них налоговых  функций, т. е. практически реализующие  принадлежащие им юридически-властные налоговые полномочия. Без этих полномочий налоговый орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти ): осуществлять управленческие функции. Таким образом, управ­ленческие налоговые отношения следует рассматривать как применение полномочий и осуществление функций субъектов исполнительной власти.

     Следует особо подчеркнуть многозначность таких категорий, как “сфера государственного регулирования налогообложения” и  “налоговые отношения”. Они охватывают все основные проявления экономической, социально-культурной и государственно-политической жизни, соответственно, обнаруживаются и там, где действуют нормы иных отраслей российского права. Иначе говоря, налоговыми, по своей сути, могут быть общественные отношения, составляющие предмет финансового, гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма налогового регулирования.

     Ориентируясь  на действующее налоговое законодательство и концепцию проекта Налогового кодекса, можно выделить несколько  типов отношений, регулируемых налоговым  правом (нормами соответствующих разделов проекта Налогового кодекса):

     a)   отношения между субъектами государственной  власти, находящимися на различных  уровнях, и выступающими носителями  полномочий по реализации совместной  компетенции Федерации и ее  субъектов в области налогообложения (раздел Налогового кодекса «Об общих принципах налогообложения и сборов»);

     b)   отношения между государственными  органами налогового регулирования  и контроля и налогоплательщиками  при определении экономической  эффективности налогооблагаемой базы по конкретному виду налога (раздел Налогового кодекса «Экономическая и иная деятельность»);

     c)   отношения между различными видами  налогоплательщиков и органами  налогового регулирования и контроля  при реализации прав и обязанностей  этих участников налоговых правоотношений (разделы Налогового кодекса — «Налогоплательщики», «Физические лица», «Консолидированная группа налогоплательщиков»);

     d)   отношения между налогоплательщиками  и органами налогового регулирования  и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов (разделы Налогового кодекса — «Объекты налогообложения», «Принципы учета доходов и расходов»);

     e)   отношения между налогоплательщиками  и органами налогового регулирования  и контроля по исполнению налоговых обязательств (разделы Налогового кодекса о налоговом обязательстве и его исполнении);

     f)    отношения между субъектами налогового  контроля (органами исполнительной  власти) и налогоплательщиками по  осуществлению налогового контроля (разделы Налогового кодекса — «Налоговый контроль» и «Налоговые органы»);

     g)   отношения между налоговыми органами  и их должностными лицами и  налогоплательщиками по порядку  обжалования действий или бездействия  налоговых органов (раздел Налогового  кодекса «Обжалование действий или бездействия налогового органа и его должностных лиц»);

     h)   отношения в области применения  мер ответственности со стороны  налоговых, судебных органов,  органов государственной власти  и местного самоуправления за  нарушение норм налогового законодательства (раздел Налогового кодекса «Общие положения о налоговых нарушениях и ответственности за эти нарушения»);

     i)    отношения между органами уголовного  и административного судопроизводства  и налогоплательщиками — нарушителями  налогового законодательства в  производстве по делам о налоговых нарушениях (раздел Налогового кодекса «Производство по делам о налоговых нарушениях»).

 

                                               3. Функции налога

     Имущественные отношения возникают между участниками  правовых отношений: при исчислении налогооблагаемой базы и разделении видов доходов, из причинения ущерба, из-за несоответствия приемов исчисления налогов принципам предпринимательской деятельности, из возмещения незаконно взысканных сумм, нарушений прав налогоплательщиков, из неправомерных должностных лиц, из незаконного отчуждения собственности являющейся объектом налогообложения. Сложности налоговых отношений обусловлены многогранностью экономических функций налогов и условий их pea-интересах государства и граждан. Функции налогов структуру налогового права как отрасли, определяют его основные институты, принципы и методы. В числе социально-экономических функций налогов отметим следующие:

1)  конституционная  — реализация конституционных  основ налогового федерализма  путем установления совместной налоговой компетенции Федерации и ее субъектов; 

2)  координирующая  — создание общего налогового  режима в интересах формирования  единого рынка;

3)  фискальная  — обеспечение доходов бюджетов  разного уровня;

4)  стимулирующая  — регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности;

5)  контрольная  — координация и контроль финансовой  деятельности с использованием  государственными органами налоговых  методов;

6)  межотраслевая  — влияние налоговых отношений на возникновение условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в сфере экономики и финансов;

7)  правовая  — формирование системы норм  налогового законодательства и его кодификация;

8)  внешнеэкономическая  — защита национальных экономических  интересов путем регулирования  таможенных и валютных обязательных  платежей, установления специального  налогового режима иностранных  инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Процесс перехода России к рыночной экономике  характеризуется, по сути, началом формирования новой общественно-политической системы, где значительная роль отводится  налоговой политике государства. Вполне очевидно, что налоги являются одним из основных источников доходов бюджетной сферы. А это значит, что налоги являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения разнообразных государственных задач, для поддержания жизнедеятельности государства и его социально-экономического развития.

     Формирование  эффективно функционирующей налоговой  системы зависит прежде всего  от научно-обоснованной концепции ее развития, учитывающей всю специфику  социально-экономических, исторических процессов, происходящих в России, а так же от особенностей культуры и менталитета населения, в целом, и отдельных категорий налогоплательщиков, в частности.

     Особую  роль на данном этапе социально-экономических  преобразований в стране играет налоговое  право. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1.   Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. « Налоговое право» М. 2003

2.   Черник Д.Г.  «Налоги» М. Инфра-М 2000.

3.   Налоговый Кодекс РФ

Информация о работе Понятие налога и налогового права