Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:01, реферат
Финансовое обеспечение страны осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических странах с экономиками рыночного типа главным видом таких доходов служат налоги и сборы, поступающие в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату.
Введение……………………………………………………………………….…3
Понятие и предмет налогового права…………………………………....4
Виды налогов………………………………………………………………6
Функции налогов………………………………………………………….11
Налоговые органы…………………………………………………….......12
Налоговый аудит………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Литература……………………………………………………
2. Налог на прибыль корпораций. И объект, и источник — облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.
3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.
4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражении. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.
5. Поимущественный налог. 
6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным.
7. Налог на ценные бумаги. 
В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным.
8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.
9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.
10. Налог на добавленную 
стоимость. Объект налогообложения — добавленная 
стоимость на каждой стадии производства 
и реализации товаров (работ, услуг). Источником 
могут быть как доходы потребителя, так 
и доходы производителя в зависимости 
от результатов перераспределения налогового 
бремени. Налог является косвенным. 
    Виды налогов различаются также 
в зависимости от характера налоговых 
ставок. Напомним, что налоговой ставкой 
называют процент или долю подлежащих 
уплате средств, а еще точнее — размер 
налога в расчете на единицу налогообложения 
(на рубль дохода, на корову, на собаку, 
на гектар земли и т.д.) В зависимости от 
налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, 
прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 24% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества). Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.
При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12%-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20%-ным налогом.
Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построенные по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, то есть по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом,общая (средняя) ставка получается как средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки. Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода), и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.
Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным. В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.
   Количество уровней 
управления и перечень налогов, взимаемых 
на каждом уровне, в разных странах различны. 
Это зависит от типа внутреннего административно-
Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, то есть субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.
В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.п.)
В принципе следует отличать собственно налоги, представляющие непосредственно изъятия, не связанные с предоставляемыми налогоплательщику в настоящем или будущем ресурсами, благами, услугами, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, за предоставление ему благ и услуг в настоящем или будущем времени, а также целевые сборы на нужды тех же налогоплательщиков.
Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика.
В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные», «монопольные налоги», «таможенные пошлины».
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т. е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т. е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.
Различают следующие функции налогов:
а) Фискальная функция налогов 
– реализуется главное 
б) Контрольная функция. Появляется 
возможность количественного 
в) Распределительная функция 
налогов обладает рядом свойств 
(регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), 
характеризующих многогранность ее 
роли в воспроизводственном 
г) Экономическая функция 
налогов состоит в воздействии 
через налоги на общественное воспроизводство, 
т.е. любые процессы в экономике 
страны, а также социально-
   Налоговые 
органы Российской Федерации - единая система контроля за 
соблюдением налогового законодательства 
Российской Федерации, правильностью 
исчисления, полнотой и своевременностью 
внесения в  соответствующий бюджет платежей 
при пользовании недрами, установленных 
законодательством Российской Федерации, 
а также контроля за соблюдением валютного 
законодательства Российской Федерации, 
осуществляемого в пределах компетенции 
налоговых органов.  
Единая централизованная система 
налоговых органов состоит из Министерства 
Российской Федерации по налогам и сборам 
и его территориальных местных органов 
управления.                   
  
   Налоговые органы в своей деятельности руководствуются 
Конституцией Российской Федерации, Налоговым 
кодексом Российской Федерации и другими 
федеральными законами. А также настоящим 
Законом и иными законодательными актами 
Российской Федерации, нормативными правовыми 
актами Президента Российской Федерации 
и Правительства Российской Федерации, 
нормативными правовыми актами органов 
государственной власти субъектов Российской 
Федерации и органов местного самоуправления, 
принимаемыми в пределах их полномочий 
по вопросам налогов и сборов.               
    
    Налоговые 
органы решают поставленные перед 
ними задачи во взаимодействии с федеральными 
органами исполнительной власти, органами 
государственной власти субъектов Российской 
Федерации и органами местного самоуправления.               
    Органы Министерства внутренних 
дел Российской Федерации обязаны оказывать 
практическую помощь работникам государственных 
налоговых инспекций при исполнении ими 
служебных обязанностей, обеспечивая 
принятие предусмотренных Законом мер 
по привлечению к ответственности лиц, 
насильственным образом препятствующих 
выполнению работниками налоговых инспекций 
своих должностных функций.          
  
    Главными 
задачами налоговых органов являются является контроль 
за соблюдением налогового законодательства, 
за правильностью исчисления, полнотой 
и своевременностью внесения в соответствующий 
бюджет государственных налогов и других 
платежей, установленных законодательством 
Российской Федерации, а также валютный 
контроль, осуществляемый в соответствии 
с законодательством Российской Федерации 
о валютном регулировании и валютном контроле. 
      Налоговые 
органы вправе осуществлять следующее:     
1) требовать от налогоплательщика 
или налогового агента документы по формам, 
установленным государственными органами 
и органами местного самоуправления, служащие 
основаниями для исчисления и уплаты (удержания 
и перечисления) налогов, а также пояснения 
и документы, подтверждающие правильность 
исчисления и своевременность уплаты 
(удержания и перечисления) налогов;         
  
2) проводить налоговые проверки 
в порядке, установленном настоящим Кодексом;  
3) производить выемку документов 
при проведении налоговых проверок у налогоплательщика 
или налогового агента, свидетельствующих 
о совершении налоговых правонарушений, 
в случаях, когда есть достаточные основания 
полагать, что эти документы будут уничтожены, 
сокрыты, изменены или заменены;         
  
4) вызывать на основании письменного 
уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, 
плательщиков сборов или налоговых агентов 
для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием 
и перечислением) ими налогов либо в связи 
с налоговой проверкой, а также в иных 
случаях, связанных с исполнением ими 
законодательства о налогах и сборах;  
5) приостанавливать операции 
по счетам налогоплательщиков, плательщиков 
сборов и налоговых агентов в банках и 
налагать арест на имущество налогоплательщиков, 
плательщиков сборов и налоговых агентов 
в порядке, предусмотренном настоящим 
Кодексом;         
6) осматривать (обследовать) любые 
используемые налогоплательщиком для 
извлечения дохода либо связанные с содержанием 
объектов налогообложения независимо 
от места их нахождения производственные, 
складские, торговые и иные помещения 
и территории, проводить инвентаризацию 
принадлежащего налогоплательщику имущества. 
Порядок проведения инвентаризации имущества 
налогоплательщика при налоговой проверке 
утверждается Министерством финансов 
Российской Федерации и Министерством 
Российской Федерации по налогам и сборам; 
7) определять суммы налогов, подлежащие 
внесению налогоплательщиками в бюджет 
(внебюджетные фонды), расчетным путем 
на основании имеющейся у них информации 
о налогоплательщике, а также данных об 
иных аналогичных налогоплательщиках 
в случаях отказа налогоплательщика допустить 
должностных лиц налогового органа к осмотру 
(обследованию) производственных, складских, 
торговых и иных помещений и территорий, 
используемых налогоплательщиком для 
извлечения дохода либо связанных с содержанием 
объектов налогообложения, непредставления 
в течение более двух месяцев налоговому 
органу необходимых для расчета налогов 
документов, отсутствия учета доходов 
и расходов, учета объектов налогообложения 
или ведения учета с нарушением установленного 
порядка, приведшего к невозможности исчислить 
налоги;           
  
8) требовать от налогоплательщиков, 
налоговых агентов, их представителей 
устранения выявленных нарушений законодательства 
о налогах и сборах и контролировать выполнение 
указанных требований;  
9) взыскивать недоимки по налогам 
и сборам, а также взыскивать пени в порядке, 
установленном настоящим Кодексом;            
  
10) контролировать соответствие 
крупных расходов физических лиц их доходам;  
11) требовать от банков документы, 
подтверждающие исполнение платежных 
поручений налогоплательщиков, плательщиков 
сборов и налоговых агентов и инкассовых 
поручений (распоряжений) налоговых органов 
о списании со счетов налогоплательщиков, 
плательщиков сборов и налоговых агентов 
сумм налогов и пени;           
  
12) привлекать для проведения 
налогового контроля специалистов, экспертов 
и переводчиков;                 
13) вызывать в качестве свидетелей 
лиц, которым могут быть известны какие-либо 
обстоятельства, имеющие значение для 
проведения налогового контроля;  
14) заявлять ходатайства об аннулировании 
или о приостановлении действия выданных 
юридическим и физическим лицам лицензий 
на право осуществления определенных 
видов деятельности;        
  
15) создавать налоговые посты 
в порядке, установленном настоящим Кодексом;  
16) предъявлять в суды общей юрисдикции 
или арбитражные суды иски.