Патентное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:23, контрольная работа

Описание

Объектом контрольной работы являются нормы действующего российского законодательства, осуществляющего правовое регулирование патентных отношений, правоприменительная деятельность по реализации этих норм.
Главными целями работы является рассмотрение развития международных аспектов патентного права, правовая система передачи прав на использование объектов патентного права в России, а главным образом рассмотреть современное состояние патентного права и применение его на практике.

Работа состоит из  1 файл

тизп.docx

— 33.51 Кб (Скачать документ)

Под английским и французским  влиянием оказался вскоре после образования  Соединенных Штатов Америки и  патентный закон этой страны. Его  редакция 1787 года уполномочила Конгресс (статья I, § 8) «продвигать прогресс науки и полезных искусств, обеспечивая  их охрану и исключительное право  в течение ограниченного времени  авторам и изобретателям на ими  соответственно написанное и открытое». На этом основном положении вскоре вступил в действие патентный  закон от 10 апреля 1790 года. Но и в  США облигаторный принцип начал  действовать не ранее 1831 года. Это  обусловлено тем, что американские судьи относились к патентам либерально и только на основе права. Таким образом, А. Пиленко пришел к выводу, что  современный период в развитии патентного права, характеризующийся появлением облигаторной конструкции, начинается в конце XVIII века в одно и то же время в трех государствах – Франции, Англии и США.

В Германии хозяйственная  жизнь пришла в значительный упадок во времена Тридцатилетней войны  и возвращалась к нормальному  состоянию очень медленно. Само собой  разумеется, что в такое время  новшества оставались невостребованными, чему способствовал и продолжавший существовать цеховой консерватизм. Количество привилегий на изобретения  сильно сократилось, особенно в тех областях, которые больше всего несли урон от войны. А если привилегии выдавали, то их выдача продолжалась на основе старых принципов.

Средством торговой, экономической  политики являлись привилегии и в  Австрии. Охранявшиеся зарубежными  привилегиями изобретения поступали  в Австрию отовсюду в первой половине XVIII столетия. Но растущая критика привела  позднее к практике выдачи и продления  сроков действия привилегий.

Такая политика привела к  сдерживанию охраны изобретений. Оживление  интереса к привилегиям связано  в конце столетия со знакомством  с техническими новшествами из Англии. В 1794 году устанавливаются основные принципы выдачи привилегий на изобретения  и торговлю, для получения которых  требуется новизна в пределах страны.

Декрет 1810 года подтвердил, что привилегия – это акт милости  и обязывает полностью раскрывать новшество в ходе его охраны. В 1820 году был издан новый закон, он испытал влияние французского права. Срок действия охраны составлял 15 лет. Заложенные в законе 1820 года принципы в основном сохранились и лишь слегка были модифицированы в законах 1832 и 1852 годов. Первый патентный закон  был принят в 1897 году.

В Пруссии в конце XVII века по фискальным причинам и ввиду хозяйственной  политики, заключающейся в промышленной монополии, изобретатели не могли получить привилегии, а единственное, на что  они могли рассчитывать – это  денежные премии. Первые предпосылки  для охраны изобретений появились  в конце XVIII столетия. При этом, согласно общему земельному праву, выдача привилегий понималась как королевская милость, поскольку составляла исключение из общих законов. Количество прошений и выдач привилегий было незначительным. В 1806 г. реформы начали проводиться  под влиянием либерального понимания  экономики и сворачивания с пути меркантилизма и монополизма. Но все еще существовал скепсис  по поводу охраны изобретений. Тем не менее, основные принципы выдачи патента  были приняты в 1815 г. и оставались до 1877 г. Выдача патентов осуществлялась министерством торговли. Срок охраны мог составить от 6 месяцев до 15 лет, но большей частью он устанавливался на 3 года.

Идеи либеральной экономики  и учение о свободной торговле оказали влияние на прусскую администрацию. Бисмарк, как канцлер союза северогерманских земель, внес предложение о предоставлении в будущем патентной охраны внутри земель союза.

Последние значительные дебаты о патентах проходили не только с  учетом важности тех или иных аргументов. Изменения политических и экономических  отношений в стране заложили основу для принятия в 1877 г. первого единого  патентного закона. Всеобщее введение свободы занятий промыслом через  реформы 1869 г. потребовало также  решения патентного вопроса. Конституция 1871 г. говорила об основных законодательных  правах на изобретение. Благодаря этому  стало возможно все хозяйственные  сферы охватить правовой охраной. Вследствие наступившего экономического кризиса 1873 г. было утрачено влияние идеологии  свободной торговли на хозяйственную  жизнь. Некоторые прежние критики  патентной охраны воспользовались  этим моментом. Однако важный толчок был  дан Международным патентным  конгрессом, который состоялся в  Вене в 1873 г. Он сделал вывод: «Охрана  изобретений законодательным путем  должна быть гарантирована во всех цивилизованных нациях, потому что  правовое сознание законодательной  охраны требует умственной работы».

Соответствующая рекомендация Венского патентного конгресса для  избежания монопольных оговорок предусматривала, что патентообладатель  за соразмерную плату должен разрешать  каждому использовать свое изобретение (на основе лицензии). Совещание законодательных  органов дало вскоре положительный  результат. Уже 25 мая 1877 г. в Пруссии  был принят патентный закон, а 1 июля он вступил в действие.

Вскоре в Берлине открылось  кайзеровское патентное ведомство. Закон исходил из того принципа, что охрана предоставляется тому, кто подал первую заявку (принцип  заявки) невзирая на то, был ли он действительно  первым изобретателем (принцип изобретателя).

В случае противозаконного заимствования у него изобретения, изобретатель мог воспрепятствовать  выдаче патента или представить  объяснения для аннулирования патента. Требование передачи противозаконной  заявки действительному изобретателю и в дальнейшем выдачи по ней патента  в законе отсутствовало.

Заявки подвергались в  ведомстве предварительной экспертизе. Были исключены из патентования изобретения, касающиеся пищевых продуктов, предметов  удовольствия и наслаждения, лекарственные  средства, а также химическим способом полученные вещества. Срок охраны составлял 15 лет, поддержание патента в силе требовало оплаты прогрессивно повышающихся сборов. Данный патентный закон действовал до 7 апреля 1891 года.

Следует отметить, что за исключением Франции и Англии, в остальных европейских государствах период создания современного патентного права начался в XIX веке. Позднее  всего в Пруссии, в конце 60-х  годов. Раньше других перешли к облигаторной конструкции государства, заимствующие начала патентного права у Франции: Королевство обеих Сицилии (декрет Иоахима Наполеона 2 марта 1810 года), Испания (декрет 27 марта 1826 года), Бельгия (закон 24 мая 1854 года), Австрия (закон 15 августа 1832 года), Пруссия (до издания  закона 1877 года).

Что касается международного взаимодействия, отметим следующее:

Правовая охрана российских изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в зарубежных странах, равно  как и охрана зарубежных объектов промышленной собственности в РФ, основывается на общепризнанных принципах  международного сотрудничества, нашедших отражение в международных договорах  и соглашениях по охране промышленной собственности. Наиболее важное значение в этом плане имеют Парижская  конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.) и Договор о патентной  кооперации 1970 г. Кроме того, большую  роль играют специальные соглашения, заключенные рядом стран в  целях дальнейшего углубления сотрудничества, и прежде всего Конвенция о  выдаче европейских патентов 1973 г., Соглашение о взаимном признании  авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения 1976 г., Соглашение о создании Африканской региональной организации по охране промышленной собственности 1976 г. и некоторые  другие.

Распад СССР как единого  государства поставил на повестку дня  вопрос о том, связаны ли его бывшие субъекты теми международными договорами и соглашениями по охране промышленной собственности, в которых участвовал Советский Союз. Выше уже обосновывался  вывод о том, что формально  ни одна республика бывшего Союза, включая  Россию, не могла автоматически считаться  участвующей в Парижской конвенции  по охране промышленной собственности  или каком-либо другом договоре. Чтобы  стать членом Парижского союза, других международных союзов и соглашений, Россия, как и другие республики бывшего Союза ССР, должна была выразить на это прямое волеизъявление, с  одной стороны, и быть принятой в  эти союзы и соглашения, с другой стороны. По имеющимся данным, из республик  бывшего СССР только Украина и  Россия на сегодняшний день в установленном порядке стали членами Парижского союза, а также направили в ВОИС декларации о том, что они используют Договор о патентной кооперации. Пока этого не будет сделано другими независимыми государствами – субъектами бывшего СССР, они будут оставаться формально вне системы международно-правовой охраны промышленной собственности.

Основной целью Парижской  конвенции по охране промышленной собственности, которая по праву считается главным  международным соглашением в  рассматриваемой области, является создание благоприятных условий  для патентования изобретений, промышленных образцов и других объектов промышленной собственности гражданами и организациями  одних государств в других государствах. Парижская конвенция не предусматривает  выдачи какого-либо международного патента, который бы действовал на территории разных государств. Для того чтобы  обеспечить охрану разработки в том  или ином государстве, необходимо запатентовать  ее там.

Договор о патентной кооперации (РСТ) имеет своей основной задачей  облегчение подачи заявок на охрану одной  и той же разработки в разных странах  и сокращение дублирования в работе патентных ведомств. Договор предусматривает  возможность составления и подачи в национальное патентное ведомство  так называемой международной заявки в тех случаях, когда заявитель  хочет обеспечить охрану разработки в нескольких странах. Подача международной  заявки избавляет заявителя от необходимости  оформлять и подавать заявки в  каждую из стран, в которых он желает получить охрану. В страны, избранные  заявителем, направляются результаты рассмотрения международной заявки, на основе которых патентные ведомства  соответствующих стран, как правило  без проведения повторной проверки, решают вопрос о выдаче охранных документов.

Конвенция о выдаче европейских  патентов предусматривает выдачу так  называемых европейских патентов на изобретения. Заявки на выдачу таких  патентов подаются на основе унифицированных  правил либо в созданное государствами-участниками  Европейское патентное ведомство (г. Мюнхен), либо через национальное патентное ведомство государства-участника. Выданный Европейским патентным  ведомством патент предоставляет его  владельцу такие же права, какие  бы обеспечивались национальными патентами  стран-участниц. Европейский патент может быть получен не только заявителями  из стран, участвующих в Конвенции, но и любыми другими лицами.

В 1975 г. странами Европейского Сообщества была подписана Люксембургская конвенция о европейском патенте  для стран «общего рынка», предусматривающая  выдачу единого патента Сообщества. Такой патент действует на территории всех стран ЕС, имеет значение национального  патента, предоставляет его обладателям  одинаковый круг прав и налагает на них равные обязанности. Как и  европейский патент, патент Сообщества может получить любой заявитель, независимо от того, проживает он на территории Сообщества или нет.

Соглашение о взаимном признании авторских свидетельств и иных охранных документов на изобретения, заключенное странами–членами бывшего  СЭВ в 1976 г., предусматривает упрощенный порядок получения патентной  охраны национальных разработок в странах-участницах. Признание действия охранных документов, выданных патентным ведомством одной  страны-участницы, на территории других стран-участниц осуществляется путем  подачи ходатайства о таком признании, вынесении и публикации решения  об этом.

На протяжении последних 70 лет патентование советских изобретений  и других объектов промышленной собственности  за границей являлось государственной  монополией. Ни создатель разработки, ни его правопреемник не имели  возможности самостоятельно и за свой счет получить иностранный патент либо предоставить зарубежной фирме  лицензию на использование своей  разработки. Решение всех этих вопросов относилось к исключительной компетенции  специально уполномоченных государственных  органов. Сам процесс выработки  решений о зарубежном патентовании и продаже лицензий носил достаточно сложный характер и был детально регламентирован нормативными актами. Непосредственная работа по зарубежному  патентованию, а также заключению лицензионных соглашений велась через  специализированные государственные  внешнеторговые организации – Управление иностранного патентования изобретений  Торгово-промышленной палаты СССР, Всесоюзное объединение «Лицензинторг» и др. В юридической литературе все  это обосновывалось принципом государственной  монополии внешней торговли.

Патентный закон РФ исходил  из того же принципа. Патентование разработки в зарубежных странах, равно как  и продажа патента и выдача лицензий иностранным пользователям, относится по общему правилу к  исключительной компетенции лиц, имеющих  право на разработку.

Передача вопросов зарубежного  патентования и коммерческой реализации разработок за границей в ведение  самих разработчиков и иных правообладателей значительно расширяет сферу  их исключительных прав. Однако необходимо еще и умение пользоваться предоставленной  свободой.

На общемировом уровне ключевая роль в части установления всех основополагающих аспектов в области  охраны интеллектуальной собственности  и торговли правами на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности принадлежат Всемирной организации  интеллектуальной собственности (ВОИС) и Всемирной торговой организации (ВТО).

На региональном уровне видное место занимают Европейская патентная  организация (ЕПО), Евразийская патентная  организация (ЕАПО), Африканская организация  интеллектуальной собственности (OAPI), Африканская региональная организация  по охране промышленной собственности (ARIPO).

Информация о работе Патентное право в России