Основы организации государственной власти и местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:49, контрольная работа

Описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

основной текст.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

              По всем рассматриваемым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления, принимаются соответствующие решения. Их виды и наименования, порядок принятия и вступления в силу, равно как и другие аспекты нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований. Все они действуют лишь в пределах территории соответствующего муниципального образования.

 

 

 

 

3.      Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

 

              Под правовым статусом человека и  гражданина  понимается  совокупность его прав  и  обязанностей. Это  главное  содержание  правового  положения человека и гражданина, но на него  влияют  и  другие  правовые  факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности  людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение  в  закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде  всего Конституция,  устанавливающая  основы  правового  статуса   человека   и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их  гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового  положения  человека. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения  человека в обществе, имеют жизненно важное  значение,  их  содержание  составляют

положения главы 2 Конституции РФ.

              Однако,  этими  элементами   не   исчерпывается   правовое   положение человека. Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями  права,   базируются   на   основных   правах,   свободах    и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод  не  должно  толковаться  как отрицание или умаление других общепризнанных прав и  свобод  человека  и гражданина. При характеристике правового положения человека и  гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты,  зафиксированные  в Конституции РФ.

              Для положения  человека  в  обществе  важен  принцип  равенства  перед законом и судом, закрепленный в ст. 19:

 

  1. Все равны перед законом и судом.

  2.  Государство  гарантирует  равенство  прав  и  свобод  человека   и гражданина   независимо   от   пола,   расы,   национальности,    языка, происхождения,   имущественного   и   должностного   положения,    места жительства,   отношения   к   религии,   убеждений,   принадлежности   к общественным  объединениям,  а  также  других  обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам  социальной,  расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

  3.Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные  возможности для их реализации.

              В Основном Законе появилась  новая,  весьма  значимая  конституционная характеристика прав и свобод человека  и  гражданина  -  они  признаются непосредственно действующими, а также  определяют  смысл,  содержание  и применение  законов,  деятельность  законодательной   и   исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

              В основах конституционного стоя закреплен такой принцип,  как  полнота и прав и свобод граждан РФ. Каждый гражданин на территории России  обладает всеми правами и свободами. Иностранные граждане и  лица  без  гражданства также  пользуются  в  России  правами  и  несут  обязанности  наравне  с гражданами РФ, но есть исключения, установленные федеральным законом или международным договором.

              Неотчуждаемость основных прав и  свобод  и  запрет  на  их  незаконное ограничение - еще один важнейший принцип,  в  тоже  время  осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и  свободы  других  лиц, общественые  и  государственные  интересы,  которые   также   защищаются государством (ст. 17).

              Конституция предусматривает  возможность  ограничения  прав  и  свобод человека и гражданина в государственных  и  общественных  интересах,  но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ  конституционного  строя,  нравственности,  здоровья, прав и законных интересов  других  лиц,  обеспечение  обороны  страны  и безопасности государства. Отдельные ограничения могут  устанавливаться  в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя. В

условиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются  или  запрещаются на время  его  действия  массовые  мероприятия:  митинги,  демонстрации, шествия,  может  также   вводиться   цензура,   ограничивается   свобода передвижения. Все это делается для предотвращения  массовых  беспорядков и столкновений, паники.

              Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость  лишения  этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти  в  этих  случаях  на  ограничение  его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к  ограничению  права на жизнь (ст.20  ч.1 Конституции  РФ),  если  закон  предусматривает  за такое преступление эту крайнюю меру.

              Существующая классификация правовых статусов проводится  по  сфере  их действия и структуре правовых систем. Различают следующие  виды  правовых статусов личности:

  -общий  (международный)  правовой  статус. Включает   в   себя   помимо внутригосударственных,   права,   свободы,   обязанности   и   гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в  международно -правовых документах;

  -конституционный   (базовый). Объединяет   главные   права,    свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;

  -отраслевой  статус. Состоит  из  правомочий  и   других   компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы;

  -родовой   (специальный).Отражает   специфику   правового    положения отдельных категорий людей;

  -индивидуальный. Характеризует   особенности   положения    конкретного человека.

 

3.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина.

              Государство  не  "дарует"  права,  оно только закрепляет их в законе и обеспечивает  реализацию. В  этом  случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более  того,  ущемляет,  уничтожает  их,  препятствует  их осуществлению  или  создает  условия  для  реализации  прав  только  для определенной группы лиц, сословия, класса, то  оно  характеризуется  как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

              Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое  достоинство  и  свободу  деятельности  во  всех сферах общественной жизни.

              Наряду с категорией "права" употребляется  термин  "свободы":  свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и  свобода  слова  и  т.д. По  смыслу  и  содержанию  эти  категории  можно   считать   равными. В литературе  и  законодательстве  используются  также  категории   "права

гражданина", "права личности".

              Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы  от  индивида, они  не  ограничиваются  территориальными  или  национальными   рамками, существуют   независимо   от   закрепления   в   законодательных   актах государства, являются объектом  международно-правового  регулирования  и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время  лишь  основными (коренными)   правомочиями,    необходимыми    для    его    нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они  становятся  и  правами  гражданина  данного государства.

              Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах,  и  приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития  общества  и  гocyдарства. Права гражданина   обязательно   закрепляются     в   конституциях   и    иных законодательных актах и также обязательно государством  декларируется  и обеспечивается  их   защита. Они   квалифицируют   человека   как   члена государственно-организованного сообщества.

              Права личности  понимают  как  правомочия,  принадлежащие  конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их  может  зависеть  от  социально-экономического положения,  общественно-политического  статуса  человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают  человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства,  беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень  его социальной зрелости, способность   осознавать право и отвечать за  свои действия.

              В  настоящее  время  в  международно-правовых  актах,   литературе   и

законодательстве развитых государств категории "права. человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно  в  одном  и  том  же значении. Использование  отдельных  категорий  обусловлено   чаще   всего логическими и стилистическими  правилами  или  необходимостью  выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

 

3.2. Основные обязанности человека и гражданина.

Правовой статус характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - связаны с его статусом как члена местного сообщества. Корпоративные обязанности порождаются членством в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.).

Обязанности устанавливаются нормами всех без исключения отраслей права, каждая отрасль  - в сфере отношений, составляющих её предмет.

В отличии от других отраслей государственное право выполняет двоякую роль.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта государственно-правовых отношений - обязанности лица как депутата, как члена различных органов государственной власти и МСУ и многих других статусов.

Вместе с тем государственное право в закреплении обязанностей человека и гражданина выполняет и другую, специфическую роль.

Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые 1) носят всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены и такие требования, как ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение гражданина к государственным и общественным интересам, активное включение его в охрану этих интересов.

Соблюдение основных обязанностей обеспечиваются всеми мерами правового и общественного воздействия.

Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия а обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого человека, проживающего в РФ, является соблюдение Конституции и законов( ст.15).

 

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57).

Этой же статьей установлено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст58).

В ст.59 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Эта же статья предусматривает возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждения лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

В настоящее время осуществляется реформа армии, недавно принят закон о воинской службе. Будем ждать закона об альтернативной гражданской службе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Заключение.

Подводя итог проделанной работы, необходимо еще раз подчеркнуть, что правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, граждани­на и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или при­своенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то че­ловек ориентируется на чуждые образцы поведения.

Известно, что мало провозгласить определенные права и сво­боды – главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной сторо­ны, общество наконец осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, прису­щих ему от рождения, с другой, – оно пока не в состоянии обес­печить их полное и гарантированное осуществление.

Информация о работе Основы организации государственной власти и местного самоуправления в России