Основные особенности нормативно-правового регулирования налоговой системы Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:24, реферат

Описание

Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.
Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.

Работа состоит из  1 файл

Налоговое право.docx

— 31.90 Кб (Скачать документ)

     Основные  особенности нормативно-правового  регулирования налоговой  системы Беларуси

 

     Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.

     Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.

     Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

     Задачи  подъема и развития приоритетных отраслей экономики - на базе научно-технического прогресса, увеличения экспортного потенциала республики требуют переориентации на их решение всего хозяйственного механизма, и прежде всего налоговой системы. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы. В этой связи назрела необходимость реформирования налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.

     Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

     Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов, пошлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.

     Налоговая система включает в себя множество  элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и однозначное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др. Налоговый кодекс является документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых отношений. Изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на текущий год. Таким образом обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономической ситуации в республике.

     Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения  налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому, органу - меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и физических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества. Равенство налогоплательщиков перед законом выступает как экономическое равенство, когда за основу размеров налоговых изъятий принимается фактическая способность к уплате платежей путем сравнения базовых показателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юридических и физических лиц оставляет им свободу действий за пределами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.

     В Налоговом кодексе устанавливается  четкая презумпция правоты налогоплательщика, позволяющая ему принимать наиболее выгодные с точки зрения минимизации налогов решения в организации бизнеса. Помимо фискальных целей в нем закладываются функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств. Таким образом, налоговый кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния.

     Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании  и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

  • настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
  • декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
  • постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

     1.   Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено настоящим Кодексом или Президентом Республики Беларусь.

     2. Положения нормативных правовых  актов, принимаемых на основании  и во исполнение настоящего  Кодекса, не могут противоречить  положениям настоящего Кодекса,  а равно выходить за пределы  содержания этих положений или  предоставленных ими соответствующему  органу полномочий. Положения настоящего  пункта не распространяются на  акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь.

     3. В случае расхождения акта  налогового законодательства с  Конституцией Республики Беларусь  действует Конституция.

     4. В случае расхождения декрета  или указа Президента Республики  Беларусь с настоящим Кодексом  или другим законом, регулирующим  вопросы налогообложения, настоящий  Кодекс или другой закон имеют  верховенство лишь тогда, когда  полномочия на издание декрета  или указа были предоставлены  законом.

     5. В случае расхождения акта  налогового законодательства с  актом другой отрасли права,  содержащим вопросы налогообложения,  применяются положения акта налогового законодательства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

     6. Официальное толкование положений акта налогового законодательства осуществляется в порядке, установленном законодательством.

     7. Применение актов налогового  законодательства по аналогии  не допускается.

     Налоговое законодательство, как и любая  другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных  правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами, применяемых  при регулировании налоговых  отношений. При этом является принципиально  важным определение четких критериев, позволяющих относить конкретные документы  к этой отрасли права.

     Как следует из п. 1 статьи, налоговое  законодательство Республики Беларусь – это система принятых на основании  и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, включающая ряд документов, отвечающих установленным признакам. Налоговое  законодательство формируют:

  • Налоговый кодекс Республики Беларусь.
  • Законы Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения. При этом, как следует из данной нормы, к таким документам могут быть отнесены только те законы, целью принятия которых является исключительно правовое определение вопросов налогообложения.
  • Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения. Является важным, что в отношении указанных правовых актов Президента Республики Беларусь Общая часть не устанавливает их исключительной направленности на регулирование только вопросов налогообложения. В этой связи декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие в своей редакции наряду с иными предметами регулирования и вопросы налогообложения, относятся к налоговому законодательству Республики Беларусь.
  • Постановления Правительства Республики Беларусь, которые регулируют вопросы налогообложения. Эти нормативные правовые акты могут приниматься только на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и правовых актов Президента Республики Беларусь. Таким образом, для того чтобы принять постановление, регулирующее вопросы налогообложения, Правительство Республики Беларусь одним из указанных выше правовых актов должно быть наделено соответствующими полномочиями.
  • Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения. Такие документы также могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных актом налогового законодательства более высокой юридической силы.

     Таким образом, в налоговом законодательстве Республики Беларусь можно условно  выделить два уровня.

     Первый  законодательный уровень – это  сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также  правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй – все остальные нормативные  правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

     Часть 2 п. 1 статьи запрещает включение  положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства, посвященные  иным (неналоговым) отношениям. Впрочем, данная норма делает некоторое исключение из этого правила, оговаривая, что возможность включения налоговых норм в акт неналогового законодательства может быть прямо установлена Налоговым кодексом или Президентом Республики Беларусь.

     Необходимо  отметить, что проблема наличия норм, регулирующих вопросы налогообложения, в актах неналогового законодательства Республики Беларусь является достаточно острой, поскольку на протяжении довольно длительного времени в законотворческой практике постоянно предпринимались  попытки в законах, не имеющих  непосредственного отношения к  вопросам налогообложения, провести те или иные льготы или иначе вмешаться  в налоговое регулирование.

     В расчет не принималось даже то, что  ч. 2 ст. 3 Закона от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», с изм. и доп. по сост. на 4 января 2003 г. № 183-З, было прямо установлено, что объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налогов и сборов предусматриваются специальными актами налогового законодательства Республики Беларусь. Включения положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства данная норма не допускала.

     В то же время с нарушением этого  требования в значительное количество законов были включены (и действуют  по настоящее время) нормы, установившие правила, отличающиеся от предусмотренных налоговым законодательством. Можно привести много примеров подобного «вторжения» в вопросы налогообложения, однако более негативным является то, что такая практика в законотворческом процессе все еще имеет место.

     Со  вступлением в силу данной нормы (она будет применяться со дня  введения в действие Особенной части  Кодекса) подобные действия станут противозаконными, а существующие в неналоговом  законодательстве положения, затрагивающие  вопросы налогообложения, необходимо будет исключить или перенести  в Налоговый кодекс.

Информация о работе Основные особенности нормативно-правового регулирования налоговой системы Беларуси