Органическая теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:20, реферат

Описание

Происхождение теории
Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древним, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. [1]

Работа состоит из  1 файл

Органическая теория происхождения государства.docx

— 27.49 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ТВЕРСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему

«Органическая теория происхождения  государства» 
 
 
 

                                        Выполнила: Васильева А.А.                          

                         Группа: БТ – 0803

                       
 
 
 
 
 

Тверь, 2011 г.

  1. Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим большинством авторов отвергнута.

Происхождение теории

Сравнения государства  с организмом по происхождению своему не менее древним, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. [1]

Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. УАристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств. Солсбери, ссылаясь наПлутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство — душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, то есть государя). Аналогии есть у ГоббсаСпинозыРуссо[2]

Эразм Роттердамский так говорил об органической теории в знаменитой сатире «Похвала Глупости»[3]:

Что утихомирило  римский плебс, уже готовый разрушить  республику? Уж не философская ли диссертация? Ничуть не бывало! Просто смешная ребяческая басня о чреве и членах человеческого  тела.

Имеется в виду предание о том, как в 494 году до н. э. римские плебеи, возмущенные жестокими  притеснениями со стороны патрициев, покинули Рим и удалились на Священную  гору (невдалеке от города). Посол  патрициев Менений Агриппа умиротворил  народ, рассказав басню о членах человеческого тела, которые взбунтовались  против желудка, за что сами поплатились  крайним изнеможением.

Гегель указывал, что определения государства  и не может быть, что государство  есть организм, то есть развитие идеи в  своих различиях. "Природа организма  такова, что если не все его части  переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все. С помощью  предикатов, принципов и т. д. так  же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом  себе. [4]

Основные идеи теории

Термин «геополитика» Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Тезис Р. Челлена: «государство — живой организм». Это развивается в его главной работе «Государство как форма жизни»: «Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: … сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания» [5]

В «Политической  географии» Ф. Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство» (lebensraum). В соответствии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы» [6]

Проводятся следующие  аналогии: составляющая структурная  единица государства как организма  — семья (в биологии — клетка); полиция — иммунная система[7]; деньги, экономика — кровеносная система[2].

Критика теории

В настоящее  время данная теория отвергается  подавляющим большинством русскоязычных  источников. Н. Н. Алексеев пишет, что никакое общение не может быть организмом, но некоторым сложным отношением между социальными единицами, монадами или душами. То, что есть организм или личность, не есть общество, так же как и общество никогда не может быть организмом или личностью. Идеи эти могут быть применены к обществу разве только фигурально или условно, но и при этом они принесут более вреда, чем пользы, так как привнесут в социологию неограниченное количество чуждых ей понятий[8]Ф. Ф. Кокошкин писал, что отношения власти и подчинения, которые существуют в государстве и зависимость частей организма от целого — различные явления. Во втором случае — это явление физиологическое, имеющее характер безусловной необходимости, а в первом — психологическое, взаимодействие между индивидуальными сознаниями, такой необходимостью не обладающее[9].

М. М. Ковалевский считал проведение аналогий между функциями государства и государственных учреждений с функциями организма ненаучным[10]. Он писал: «от всей органической теории в будущем уцелеет лишь представление о государстве как о чем-то возникающем независимо от договора людей»[11].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Органическая  теория происхождения государства.
 

 

 Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма  были сформулированы первоначально  еще древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру  и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

 Суть органической теории такова: общество и государство  представлены как организм, и поэтому  их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все  неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

 Органическая  теория, видным представителем которой  является Герберт Спенсер, в окончательном  виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий  из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что  государство образуется одновременно со своими составными частями —людьми  — и будет существовать, пока сушествует человеческое общество. Государственная  власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют  нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают  эффективность функционирования всего  организма.

 Такое представление  о государстве с первого взгляда  может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если она воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла.

 Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже  биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он является творцом природы, затем  членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.

 Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие  об обществе и государстве системный  признак. Подавляющее большинство  ее сторонников считает, что общество и его государственная организация — это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов

 В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной и государственной  жизни. Одно из важных ее положений  состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества, к его делению на классы, что является свойством всякого  экономически развитого общества. С  другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством  которого они могут удовлетворять  и защищать свои интересы.

  1. Другие  представители теории.

Теория Огюста Конта

Согласно Конту — общество (а, следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

Теория Герберта Спенсера

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно  зародышу животного, причем во всей истории  человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному  организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций  и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

Теории  других представителей органической школы

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П. Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т. д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля — функции кровообращения и т. п

Информация о работе Органическая теория происхождения государства