Налоговый анализ информационное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:00, доклад

Описание

Первый этап позволяет проанализировать состав платежей в бюджет в отчетном периоде; рассчитать долю каждого вида налогов в их общей сумме; изучить их динамику, рассчитав темпы роста (снижения) в динамике и отклонения. При этом особое внимание обращают на долю экономических санкций в общей сумме платежей в бюджет. Отрицательным моментом является наличие сумм по данной статье, особенно рост ее доли в налоговых платежах в сравнении с прошлым периодом.

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.doc

— 36.00 Кб (Скачать документ)

     Для анализа и оценки налогообложения  предприятия рассчитывается ряд  показателей, которые условно можно  объединить в пять этапов. В обобщенном варианте рекомендации по проведению налогового анализа сводятся к следующему:

     1) анализ динамики, состава и структуры налогов и других обязательных платежей в бюджет;

     2) группировка и анализ структуры  налогов и других обязательных  платежей в бюджет в зависимости от источников их уплаты; расчет частных показателей налоговой нагрузки;

     3) анализ задолженности предприятия по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и структуры этой задолженности по годам;

     4) факторный анализ сумм налогов  и других обязательных платежей  в бюджет;

     5) расчет и анализ обобщающего  показателя оценки налоговой  нагрузки предприятия.

     Первый  этап позволяет проанализировать состав платежей в бюджет в отчетном периоде; рассчитать долю каждого вида налогов в их общей сумме; изучить их динамику, рассчитав темпы роста (снижения) в динамике и отклонения. При этом особое внимание обращают на долю экономических санкций в общей сумме платежей в бюджет. Отрицательным моментом является наличие сумм по данной статье, особенно рост ее доли в налоговых платежах в сравнении с прошлым периодом. Поэтому следует установить причины появления экономических санкций за нарушения в области налогообложения, их повторяемость; систематизировать и изучить эти причины; выявить виновных лиц и провести профилактические мероприятия по предупреждению в будущем экономических санкций.

     Особое  внимание следует уделить анализу  налогов и неналоговых обязательных платежей, занимающих значительный удельный вес в общей сумме платежей в бюджет, а также установить причины увеличения удельного веса отдельных налогов и других обязательных платежей в бюджет. Причины роста удельного веса могут быть как объективными (рост ставок, отмена льгот, расширение объектов налогообложения (изменения, вносимые законодательно), так и субъективными (изменение вида деятельности, структуры производимой продукции или ассортимента реализуемых товаров, появление новых объектов налогообложения (основных средств в т.ч. передвижных источников, земли, отходов и т.п.). Необходимо также рассмотреть, какие из этих причин поддаются налоговому планированию.

     На  втором этапе налоги и неналоговые  обязательные платежи объединяются в группы в зависимости от источника уплаты: из выручки; за счет себестоимости (издержек обращения); за счет финансовых результатов. Затем рассчитываются уровни изъятий в бюджет по отдельным их видам в отношении к соответствующим объектам налогообложения. В некоторых научных работах данные соотношения квалифицируются как частные показатели налоговой нагрузки. Произведенные расчеты позволяют определить и оценить долю каждого объекта налогообложения, уплачиваемого предприятиями в бюджет в виде налогов и неналоговых платежей, и дать предварительную оценку тяжести налогового бремени на предприятие.

     Третий  этап позволяет проанализировать задолженность  предприятия по платежам в бюджет, структуру этой задолженности по годам, а также провести ее факторный анализ. Проведенные расчеты позволят определить налоги, по которым у предприятия сложились наибольшие задолженности; установить причины задолженности: объективные (эти платежи могут быть наиболее обременительны для предприятия); решить их можно при реформировании налоговой системы и субъективные, то есть, следует больше внимания уделять расчетно-платежной и налоговой дисциплине на предприятии.

     Следует отметить, что по первым трем этапам налогового анализа в литературе не встречается особых отличий и противоречий у отдельных авторов. На четвертом этапе проводиться факторный анализ сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет. Факторами первого порядка, влияющими на все виды налогов и неналоговых платежей, являются: ставка налога и налогооблагаемая база. Факторы второго и последующего порядка варьируются в зависимости от состава облагаемой базы налогов и других платежей в бюджет. Расчет влияния факторов первого порядка на сумму налогов рекомендуется проводить приемом абсолютных разниц; факторов второго и т.д. порядка - приемом долевого участия. Сумму НДС можно рассчитать по формуле :

     НДС=НБ*СТ

     где НДС- сумма НДС;

     НБ - налогооблагаемая база по НДС;

     СТ- ставки НДС.

     Добавленную стоимость, облагаемую налогом, предлагается исчислять исходя из суммы выручки за реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги, за вычетом материальных затрат на производство и реализацию этих товаров. В облагаемый оборот включается также общая сумма превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами. Облагаемый оборот уменьшается на сумму налогов и неналоговых платежей, уплачиваемых из выручки. Данная формула была приемлема для расчета НДС до 2000 года, т.е. до перехода Республики Беларусь на зачетный метод НДС. Здесь же следует отметить другое противоречие, возникающее из самого названия налога. Судя по названию налога, им должна облагаться добавленная стоимость, рассчитанная выше. Но если сравнить процесс расчета НДС в Республике Беларусь в настоящее время, то реально облагается в промышленности: отпускная цена, то есть фактическая себестоимость + прибыль + акциз + оборотные платежи; в торговле: отпускная цена предприятия-изготовителя + торговая надбавка.

     До 1 января 2004 года для проведения анализа налогообложения, в частности, динамики, структуры, полноты расчетов предприятия с бюджетом, налоговой нагрузки достаточно было информации раздела 10 приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) "Справка о платежах в бюджет и внебюджетные фонды", отчета о прибылях и убытках, некоторых данных из расчетов по налогам (при проведении факторного анализа). При этом приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) было основным источником информации при проведении анализа налогообложения организации.

     С 1 января 2004 года с принятием Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 17.02.2004 г. № 16 "О бухгалтерской отчетности организации" форма приложения к бухгалтерскому балансу изменилась. Во вновь утвержденной форме приложения к бухгалтерскому балансу информация о расчетах с бюджетом находится во втором разделе "Дебиторская и кредиторская задолженность", где платежи, в бюджет показаны в разрезе: налоги и сборы, включаемые в выручку; налоги и сборы, исчисляемые из прибыли; налоги и сборы, исчисляемые с ФОТ; прочие налоги и сборы. Группировка платежей в бюджет в зависимости от источника уплаты облегчает расчет частных показателей налоговой нагрузки, но информация, ранее присутствовавшая в разделе 10 приложения, также позволяла произвести подобный расчет. Теперь же для анализа налогообложения необходимо проводить выборку из расчетов и не только. Кроме того, в 10 разделе приложения можно было найти сумму экономических санкций, уплаченных за нарушение налогового законодательства и разработать мероприятия по недопущению данных сумм в будущем. Следовательно, с введением новой формы приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) снизилась ее информативность, в частности, для целей налогового анализа, что значительно увеличило трудоемкость и снизило оперативность его проведения.

     Таким образом, для целей анализа налогообложения следует в приложении к бухгалтерскому балансу вернуть раздел "Справка о платежах в бюджет и ФСЗН". Кроме того, этот раздел следует дополнить информацией о суммах, уплачиваемых в ФСЗН, что позволит рассчитать реальный общий показатель налоговой нагрузки на предприятие. Для сравнения необходимо указывать данные за два года, как и в других разделах. В отчете о прибылях и убытках следует справочно указать показатель добавленной стоимости, необходимый для объективной оценки налоговой нагрузки на предприятие. 

Информация о работе Налоговый анализ информационное обеспечение