Налоговые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ самого явления «налоговый спор», а так же изучение методов разрешения налоговых конфликтов.
Задачами будут являться:
• изучение понятия «налогового спора»;
• разновидности налоговых споров;
• возможные пути решения, такие как «административный» и «судебный» порядки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ…...6
1.1. Налоговый спор как разновидность экономических споров…….6
1.2. Налоговый спор как предмет судебного разбирательства……….9
1.3. Классификация налоговых споров……………………………….11
2. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ……………………14
2.1. Основные требования налоговых органов и формирование по ним предмета доказывания………………………………………………………...14
2.2. Административный порядок разрешения налогового спора…...18
2.3. Судебный порядок разрешения налогового спора……………...28
2.4. Предмет доказывания при пересмотре судебных дел по налоговым спорам………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………..………………….54

Работа состоит из  1 файл

Налог споры.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

Одновременно п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Россий­ской Федерации» налоговым органам предоставлено право предъяв­лять в арбитражные суды иски:

                        о ликвидации организации любой организационно–правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации организации недействительной в случае нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

                        о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

                        о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Кроме того, налоговые органы вправе обращаться в арбитражный суд за взысканием административного штрафа. Порядок обращения налоговых органов в арбитражный суд с соответствующими заявле­ниями о привлечении к административной ответственности органи­заций и индивидуальных предпринимателей, а также порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности установлен в разделе 1 «Рассмотрение дел о привлечении к админист­ративной ответственности» главы 25 «Рассмотрение дел об админист­ративных правонарушениях» АПК РФ.

Обращение налогового органа в арбитражный суд с соответствую­щими требованиями производится согласно с АПК РФ в рамках двух порядков[6]:

1)                Общий порядок (в рамках искового производства).

              Нало­говые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

                 о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

                 о ликвидации организации любой организационно–правовой формы по основаниям, установленным законодательством Россий­ской Федерации, о признании регистрации организации недействи­тельной в случае нарушения установленного порядка создания орга­низации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

                 о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

                 о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

2)                Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных пла­тежей и санкций (в рамках производства по делам, возникаю­щим из административных и иных публичных правоотноше­ний).

Налоговые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

                 о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

                 о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответству­ющим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числя­щейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соот­ветствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответ­ствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (това­риществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочер­них) обществ (предприятий), а также за организациями, являющими­ся в соответствии с гражданским законодательством Российской Фе­дерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реа­лизуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участ­вующих) обществ (товариществ, предприятий);

                 о взыскании с налогоплательщика, плательщика сбора или на­логового агента причитающейся к уплате суммы налога, сборов, пени в случае, если решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога и позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сборов, пени;

                 о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплатель­щика — физического лица, зарегистрированного в качестве индиви­дуального предпринимателя, или налогового агента — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

                 о привлечении к административной ответственности.

Дела о взыскании с организаций и индивидуальных предприни­мателей сумм налогов, сборов, пени, штрафов рассматриваются со­гласно ст. 212 АПК РФ арбитражным судом.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным плате­жам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций пода­ется в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций пода­ется в письменной форме и должно соответствовать общим правилам.

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматри­ваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и при­нятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседа­ния лиц, участвующих в деле.

Неявка участвующих в деле лиц, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятст­вием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседа­ние для дачи объяснений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основа­нием для взыскания обязательных платежей и санкций, на основании положений возлагается на налоговый орган.

В случае непредставления налоговым органом доказательств, не­обходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитраж­ный суд может истребовать их по своей инициативе.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санк­ций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия орга­на, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правиль­ность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в гла­ве 20 АПК РФ.

Решение о взыскании обязательных платежей и санкций подле­жит исполнению после того, как это решение вступит в силу.

Дела по заявлениям налоговых органов о взыскании административ­ных санкций рассматриваются с учетом положений главы 25 АПК РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту житель­ства лица, в отношении которого составлен протокол об администра­тивном правонарушении.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается налоговым органом в письменной форме и должно по об­щим правилам содержать указание на наименование арбитражного суда, в который подается заявление, наименование заявителя, его место нахождения.

В заявлении могут сообщаться и иные сведения, в том числе номе­ра телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необхо­димы для правильного и своевременного рассмотрения дела. К заяв­лению могут прилагаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

К заявлению о привлечении к административной ответственности прилагаются следующие документы:

           уведомление о вручении или иные документы, подтверждаю­щие направление копии заявления лицу, в отношении которого со­ставлен протокол об административном правонарушении;

           протокол об административном правонарушении.

Дела о привлечении к административной ответственности рассмат­риваются судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления соответствующего заявления в арбитраж­ный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбиратель­ству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседа­ния лиц, участвующих в деле.

Неявка вышеуказанных лиц, извещенных надлежащих образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседа­ние для дачи объяснений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В случае непредставления налоговым органом доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитраж­ный суд может истребовать их по своей инициативе.

При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает в судебном заседании, происходило ли событие административного правонарушения и имел ли место факт его совершения лицом, в отношении которого состав­лен протокол об административном правонарушении, имелись ли ос­нования для составления протокола об административном правона­рушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответствен­ность за совершение данного правонарушения и имеются ли основа­ния для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол. Арбитражный суд опреде­ляет также меры административной ответственности.

Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности принимается по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Решение о привлечении к административной ответственности всту­пает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Рассмотрим возможные варианты действий организаций и индивидуальных предпринимателей при обращении налоговых органов в арбитражные суды с исками и заявлениям к ним.

Принятие арбитражным судом опре­деления о принятии иска, заявления свидетельствует о возбуждении арбитражным судом производства по иску, заявлению. В опре­делении указываются дата, время и место судебного разбирательства, приводятся перечень действий, которые лица, участвующие в деле, должны совершить до судебного заседания, и перечень документов, которые надлежит представить вышеуказанным лицам в судебном заседании.

Данное определение направляется истцу, заявителю (налоговому органу), ответчику (организации, индивидуальному предпринимате­лю) и иным лицам, участвующим в деле, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Отметка о вручении данного определения, проставленная на уведомлении о вручении, является доказательством того, что истец, заявитель, ответчик и иное лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте разбиратель­ства дела.

АПК РФ предусматривает возможность рассмотрения споров как при явке истца, заявителя, ответчика, так при их отсутствии.

При этом согласно п. 2 ст. 119 АПК РФ при неявке в заседание арбитражного суда ответчика (индивидуального предпринимателя, представителей организации), надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства дела, спор может быть разрешен в его отсутствие. При этом ответчик вправе представить свои возраже­ния письменно.

При неявке в заседание арбитражного суда истца, заявителя (налогового органа), надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства дела, спор может быть разрешен в его отсут­ствие при наличии заявления истца, заявителя о рассмотрении дела в его отсутствие.

В случае предъявления налоговым органом иска (заявления) организация (индивидуальный предприниматель) имеет два вари­анта дальнейших действий: признание требований налогового орга­на либо защита своих прав посредством опровержения позиции налогового органа.

Организация (индивидуальный предприниматель) может защищать свои права в рамках производства по делу в арбитражном суде двумя способами.

Первый способ заключается в отстаивании организацией (индивидуальным предпринимателем) своих интересов в рамках судебного производства, возникшего по инициативе налогового, посредством только представления возражений против доводов, обосновывающих заяв­ленные налоговым органом требования.

Второй способ заключается как в отстаивании организацией (индивидуальным предпринимателем) своих интересов в рамках судебного производства, возникшего по инициативе налогового органа, посред­ством представления возражения против доводов, обосновывающих заявленные налоговым органом требования, так и в одновременном предъявлении организацией (индивидуальным предпринимателем) в рамках данного судебного производства встречного требования к на­логовому органу, направленного на зачет первоначально предъявлен­ного требования либо устранение оснований для удовлетворения предъявленного требования.

Информация о работе Налоговые споры