Налоговые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является - анализ самого явления «налоговый спор», а так же изучение методов разрешения налоговых конфликтов.
Задачами будут являться:
- изучение понятия «налогового спора»,
- рассмотреть разновидности налоговых споров,

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….2
Глава I……………………………………………………………………………….3
1.1. Понятие налоговых споров…………………………………………………..3
1.2. Классификация налоговых споров………………………………………......5
Глава II Основные направления решения налоговых споров …………………8
2.1. Административный порядок разрешения налогового спора……………..8
2.2. Судебный порядок разрешения налогового спора………………………. 15
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

курсовая налоговые споры.docx

— 45.55 Кб (Скачать документ)

Судебные споры между  организациями, индивидуальными предпринимателями  и налоговыми органами по инициативе налоговых органов могут возникнуть только в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Применительно к спорам, вытекающим из правоотношений по осуществлению  налоговыми органами мероприятий налогового контроля, такие споры могут возникнуть только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом.

Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса налоговые органы также  вправе обратиться в арбитражный  суд с требованиями о взыскании  налога, сбора, пени за счет имущества  налогоплательщика - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или налогового агента — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Одновременно п. 11 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражные суды иски:

  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации организации недействительной в случае нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;
  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Обращение налогового органа в арбитражный суд с соответствующими требованиями производится согласно с АПК РФ в рамках двух порядков:

  1. Общий порядок (в рамках искового производства).

Налоговые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации организации недействительной в случае нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

  1. Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций (в рамках производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений).

 Налоговые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

- о взыскании с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога, сборов, пени в случае, если решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога и позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сборов, пени;

- о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или налогового агента — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

- о привлечении к административной ответственности.

При рассмотрении дел о  взыскании обязательных платежей и  санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

При рассмотрении дел о  привлечении к административной ответственности арбитражный суд  устанавливает в судебном заседании, происходило ли событие административного  правонарушения и имел ли место факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол. Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.

Рассмотрим возможные  варианты действий организаций и  индивидуальных предпринимателей при  обращении налоговых органов  в арбитражные суды с исками и  заявлениям к ним.

Принятие арбитражным  судом определения о принятии иска, заявления свидетельствует о возбуждении арбитражным судом производства по иску, заявлению.

Организация (индивидуальный предприниматель) может защищать свои права в рамках производства по делу в арбитражном суде двумя способами. Первый способ заключается в отстаивании организацией (индивидуальным предпринимателем) своих интересов в рамках судебного производства, возникшего по инициативе налогового, посредством только представления возражений против доводов, обосновывающих заявленные налоговым органом требования. Второй способ заключается, как в отстаивании организацией (индивидуальным предпринимателем) своих интересов, в рамках судебного производства, возникшего по инициативе налогового органа, посредством представления возражения против доводов, обосновывающих заявленные налоговым органом требования, так и в одновременном предъявлении организацией (индивидуальным предпринимателем) в рамках данного судебного производства встречного требования к налоговому органу, направленного на зачет первоначально предъявленного требования либо устранение оснований для удовлетворения предъявленного требования.

Применительно к спорам между  налоговыми органами и организациями (индивидуальными предпринимателями), возникающим из правоотношений по осуществлению налоговыми органами мероприятий налогового контроля, встречные требования организаций (индивидуальных предпринимателей) имеют целью, как правило, признание недействительным акта налогового органа (например, решения о привлечении к налоговой ответственности), на основании которого данным налоговым органом предъявлено первоначальное требование (например, требование о взыскании сумм санкций).

По результатам рассмотрения арбитражным судом дела по иску (заявлению) налогового органа суд принимает  решение об удовлетворении (частичном удовлетворении) или об отказе в удовлетворении требований.

Другим судебным органом, играющим большую роль при разрешении налоговых споров, является Конституционный  Суд Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации ему подведомственны дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов. Речь идет о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Правом на обращение в  Конституционный Суд РФ с жалобой  на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи  права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения  граждан, а также иные органы и  лица, указанные в федеральном  законе.

Конституционный Суд РФ вправе:

•    рассматривать  жалобы организаций, чьи конституционные. права были нарушены применением не соответствующего Конституции РФ закона;

•  принимать решение  по делу, оценивая как буквальный смысл  рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным  и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой.

Конституционный Суд РФ не рассматривает дела, в которых  речь идет о несоответствии нормативных  правовых актов закону. Поэтому чаще всего вопрос о том, будет соответствующий нормативный правовой акт действовать или будет признан недействительным, решают другие судебные органы.

О преимуществах судебного  разрешения налогового конфликта можно  сказать следующие:

  • относительная объективность рассмотрения спора как следствие его рассмотрения вне рамок налогового ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;
  • возможность (если позволяет существо иска) принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде, например, запрещения налоговому органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу;
  • детальная урегулированность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством;
  • возможность (в зависимости от характера требований) получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав выводы из глав, можно составить следующий  алгоритм действий налогоплательщика, пожелавшего защитить свои интересы:

1) Обжалование акта, действия (бездействия) должностного лица  в вышестоящий налоговый орган.

На данном этапе налогоплательщик может разрешить спор самостоятельно, без помощи профессионального юриста. При отрицательном результате появляется возможность уяснить для себя точку зрения налогового органа по данному вопросу и более тщательно  подготовиться к судебному разбирательству. Так же не следует забывать о более  быстром рассмотрении жалобы и отсутствии необходимости уплачивать пошлину.

2)Судебное разбирательство.

При отрицательном результате налогоплательщик имеет право обратиться в суд. (Не следует забывать о праве  плательщика налогов обратиться в суд одновременно с подачей  жалобы.)

При судебном разбирательстве  присутствует объективность рассмотрения спора, да и процент удовлетворения требований в судебном порядке гораздо  выше, чем в административном. Так же появляются возможность принятия судом мер по обеспечению исковых требований и возможность получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Альбиков Р.Ф., Безденежных  В.Н., Гладких О.В.  Налоговый контроль: налоговые проверки и производство  по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие. М.: Юристъ, 2001

2.Варфоломеева Ю.А. Налоговое  право: Курс лекций. М.: "Ось-89", 2006.

3. Ковалевская Д.Е., Л.А.  Короткова. Налоговые споры: Порядок  урегулирования. М.: Норма, 2005.

4. Ковалевская Д.Е., Л.А.  Короткова. Налоговые споры: Порядок  урегулирования. М.: Норма,  2005.

5. Лупарев Е. Б. Налоговые споры: проблемы теории, очерк практики: монография. Воронеж, изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006.

6. Пепеляев С.Г. Налоговое  право: учебник. М., Юристъ, 2005.

7. Борзунова О.А. Зарубежный опыт разрешения налоговых конфликтов // Журнал Налоговые споры 2006 № 2 .

8. Морозов А.С. Куда идти за правдой // Журнал «Налоговые споры»   2003 г.

9. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993 г. // Российская  газета №237 25 декабря 1993 г.

10. Гражданский кодекс  РФ. Часть вторая. От 22 декабря 1995 года // Собрание законодательства  РФ, 29.01.1996, № 5. Ст. 410

11. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. От 31 июля 1998 года // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998 г.

12. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. От 5 августа 2000 года // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32. Ст. 3340

13. Закон РСФСР «О государственной  налоговой службе» от 21 марта  1991 г. // Собрание законодательства  РФ. 1996. № 25. Ст. 2958.  1997. № 47. Ст. 5341

14. ФЗ «О налоговых органах  Российской Федерации» от 21.03.1991 г. // Бюллетень нормативных актов,  № 1, 1992

1 Лупарев Е. Б. Налоговые споры: проблемы теории, очерк практики: монография. Воронеж, изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. С. 31.

2 Глава 4 АПК РФ от 24.06.2002 г. // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, № 30, ст. 3012.

3 Д.Е. Ковалевская, Л.А. Короткова. Налоговые споры: Порядок урегулирования. М.: Норма, 2005. С. 68.

Информация о работе Налоговые споры