Налоговые споры. Досудебное урегулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:21, доклад

Описание

Задача ФНС России к 2010 году большинство налоговых споров рассматривать во внесудебном порядке. В последние годы в России проводится четкая линия на сокращение количества налоговых споров, рассматриваемых в судах. В налоговых органах созданы Отделы внутреннего аудита, в средствах массовой информации, на сайтах налоговых органов в Интернете проводится последовательная кампания, ориентирующая налогоплательщиков на досудебное урегулирование возникающих конфликтных ситуаций, разъясняющая преимущества такого порядка.

Работа состоит из  1 файл

досудебное урегулирование нал.споров.doc

— 47.00 Кб (Скачать документ)

Налоговые споры. Досудебное урегулирование.     

      Задача ФНС России к 2010 году большинство налоговых споров рассматривать во внесудебном порядке. В последние годы в России проводится четкая линия на сокращение количества налоговых споров, рассматриваемых в судах. В налоговых органах созданы Отделы внутреннего аудита, в средствах массовой информации, на сайтах налоговых органов в Интернете проводится последовательная кампания, ориентирующая налогоплательщиков на досудебное урегулирование возникающих конфликтных ситуаций, разъясняющая преимущества такого порядка.

     С 1 января 2009 г. в силу п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.  
При этом срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно вступлении его в силу.

     Досудебное  урегулирование налоговых споров имеет свои преимущества:

- экономия  времени;

- снижение  материальных издержек

     Законодатель  предусмотрел обязательную административную стадию рассмотрения споров для ограниченного перечня ненормативных правовых актов: (1)решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, (2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решения данного вида выносятся по результатам рассмотрения материалов выездных и камеральных налоговых проверок (п. 7 ст. 101 НК РФ).

     Иные  ненормативные правовые акты налоговых  органов (например, решения об отказе в возмещении НДС, о приостановлении  операций по счетам и др.) могут быть оспорены в судебном порядке без предварительного административного обжалования либо обжалованы одновременно – и в суд и в вышестоящий налоговый орган.

     Жалоба  на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие документы.

     В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

     По  итогам рассмотрения жалобы вышестоящий  налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить  жалобу без удовлетворения;

2) отменить  акт налогового органа;

3) отменить  решение и прекратить производство  по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить  решение или вынести новое  решение.

     И налогоплательщику, и налоговому органу, вынесшему решение, важна определенность с датой вступления решения в силу, поскольку она является отправной датой для начала процедур, установленных НК РФ, и исчисления сроков на их проведение. Согласно п. 2 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности обращается к исполнению налоговым органом, вынесшим это решение.

     Решения о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к  ответственности) за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения.

     Апелляционная жалоба на соответствующее решение  налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить  ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

     Если  вышестоящий налоговый орган, рассматривающий  апелляционную жалобу, не отменит  решение нижестоящего налогового органа, оно вступает в силу с даты утверждения  вышестоящим налоговым органом.

     Таким образом, вышестоящий налоговый орган, в случае выявления каких-либо нарушений, допущенных нижестоящими налоговыми органами при вынесении решений о привлечении к ответственности, имеет достаточно возможностей для их устранения.

     Вступившее  в силу решение налогового органа так же может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган

     Жалоба  на вступившее в законную силу решение  налогового органа о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение  об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

     Решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней.

     Существуют некоторые проблемы досудебного регулирования. Вступление в действие с 1 января 2009 года новой редакции пункта 5 статьи 101.2 НК РФ должно способствовать, по мнению авторов этого пункта, замедлению и остановке роста числа судебных налоговых споров об оспаривании правовых актов налоговых органов.  
Исходя из текста статьи 101.2 НК РФ, речь идет об обжаловании решений налоговых органов, вынесенных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок.

     Среднегодовой темп роста судебных споров по этой категории за период 2004 - 2007гг. составил 13 процентов.  
Таким образом, с 1 января 2009 года налоговые органы должны быть готовы к рассмотрению не менее 77 тыс. жалоб налогоплательщиков, в дополнение к тем, которые поступили бы обычным порядком.

     Если принять общие трудозатраты на рассмотрение 1 жалобы - 10 человеко-дней (а это, скорее всего - заниженная оценка), то для рассмотрения всех этих жалоб потребуется около 2600 квалифицированных сотрудников, найти которых в современных условиях будет достаточно сложно.

     Произойдет  ли при этом сокращение потока исков  об оспаривании правовых актов налоговых  органов в суды?

   Отвечая на этот вопрос, нужно учесть, что  поток исков сократится только в  том случае, если вышестоящие налоговые  органы при рассмотрении жалоб на решения будут принимать сторону налогоплательщиков. В противном случае плательщик, не добившись своего при обжаловании «по инстанции», будет подавать исковое заявление в суд.

   Смысл административного обжалования, на первый взгляд, заключается в устранении нарушений прав налогоплательщика, однако, как показывает комплексный анализ положений НК РФ, законодатель, кроме устранения нарушения прав налогоплательщика, не исключает возможность «пробюджетного» устранения недостатков решения, в том числе, путем усиления аргументации решения, устранения допущенных нижестоящей налоговой инспекцией счетных ошибок, а также ошибок при квалификации налоговых правонарушений и т.д. Налоговая инспекция, вынесшая обжалуемое решение, является участником процесса административного обжалования, в то время как НК РФ не обеспечено право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов жалобы, давая необходимые пояснения и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выводы.

1. Досудебное  урегулирование споров является  новшеством в деятельности налоговых органов, направленным на обеспечение прав налогоплательщиков при решении спорных вопросов. Досудебное урегулирование налоговых споров призвано обеспечить  вынесение законного и обоснованного решения по материалам осуществленных контрольных мероприятий.

2. Вступление  в силу пункта 5 статьи 101.2 НК РФ  не приведет к существенному  сокращению судебных споров по  налоговым вопросам. Просто появится  еще одна стадия рассмотрения  этих споров.

3. Проведенный анализ показал, что нормы НК РФ, регулирующие вопросы подачи и рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиками являются достаточно «сырыми». А речь идет в любом случае о десятках тысяч жалоб. Поэтому до 1 января 2009 года было бы полезно либо подкорректировать некоторые нормы НК РФ, либо - там где это возможно - издать (дополнить) подзаконные акты ФНС России, регулирующие эти вопросы. В любом случае - Регламент рассмотрения жалоб разработан в 2001 году, и понятие апелляционной жалобы в нем вообще отсутствует.

     В 2007 - 2008 г.г. ФНС России, так или  иначе, переработала практически все документы, касающиеся налогового администрирования с целью учета требований Закона № 137-ФЗ. Можно надеяться, что к началу 2009 г. будет переработан и Регламент рассмотрения жалоб. 
 
 
 
 

Список  использованных источников.

1.Журнал «Налоги и налогообложение», 2008г, статья Лобанова А.В.;

2.Журнал «Налоги  и налогообложение», 2008г., статья Холкина А.В.;

3.Журнал «Налоги  и налогообложение», 2008г., статья  Черник И.Д.;

4.Сайт www.palata-nk.ru;

5.Сайт www.klerk.ru;

6.Сайт www.bonsk.ru.

Информация о работе Налоговые споры. Досудебное урегулирование