Налоговые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

Целью курсового исследования является изучение понятия налогового правоотношения. Его состава и структуры. А так же субъектов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. Дать определение объекту налогового правоотношения – налогу. Перечислить основные его виды;
3. Определить, что такое налоговая система и система налогообложения и какое место они занимают в налоговом правоотношении;
4. Дать определение налоговому правоотношению, установить его особенности по сравнению с правоотношением в других отраслях права;
5. Определить состав и структуру налогового правоотношения;
6. Установить основных участников налоговых правоотношений в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………….
3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
5
1.1. Понятие правоотношения………………………………………………...
5
1.2. Налог и его виды…………………………………………………………..
9
1.3. Налоговая система и система налогообложения………………………..
11
2. НАЛОГОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ
14
2.1. Понятие налогового правоотношения, его особенности……………….
14
2.2. Состав и структура налогового правоотношения……………………….
17
2.3. Участники налоговых правоотношений…………………………………
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....
22
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА .…………………………………
25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ФП и НП.docx

— 46.86 Кб (Скачать документ)

Система отношений, составляющих предмет налогового права, охватывает следующую совокупность:

а) властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

б) правовых отношений, возникающих  в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или  сборов;

в) правовых отношений, возникающих  в процессе налогового контроля и  контроля над соблюдением налогового законодательства;

г) правовых отношений, возникающих  в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых  правоотношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, государства  и других), то есть в процессе обжалования  актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а  также в процессе налоговых споров;

д) правовых отношений, возникающих  в процессе привлечения к ответственности  за совершение налоговых правонарушений.

2.3. Участники налоговых  правоотношений

Далее необходимо более подробно остановиться на участниках налоговых  правоотношений.

Согласно действующему в  нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых  правоотношений6:

  1. Налогоплательщики (плательщики сборов);
  2. Налоговые агенты;
  3. Сборщики налогов и сборов;
  4. Налоговые органы;
  5. Таможенные органы;
  6. Финансовые органы (Министерство Финансов РФ);
  7. Органы внутренних дел.

Налогоплательщики и плательщики  сборов, - юридические и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена  обязанность по уплате соответствующих  налогов и (или) сборы7.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов8. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Например, работодатель выступает в качестве налогового агента, когда удерживает у работника налог на доходы физических лиц и перечисляет его в соответствующие бюджеты.

Сборщики налогов и  сборов, - это государственные органы, органы местного управления, другие уполномоченные органы и должностные лица на которых  государством возложена обязанность  по сбору налогов и (или) сборов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную  систему входят федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы. До 2003 года функции налоговых органов  выполняло Министерство РФ по налогам  и сборам. Сейчас функции МНС переданы Минфину РФ. Полномочиями налоговых  органов также обладают таможенные органы и органы государственных  внебюджетных фондов.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством  реализации полномочий, предусмотренных  Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности  налоговых органов по взиманию налогов  и сборов при перемещении товаров  через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством  Российской Федерации, привлечение  к ответственности лиц за нарушение  законодательства о налогах и  сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых  деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах  и сборах.

Органы внутренних дел  включаются в проверку предприятия  либо при поступлении запроса  налогового органа, либо при выявлении  обстоятельств, свидетельствующих  о совершении налогового преступления. Если в ходе своей деятельности органы внутренних дел выявили обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям  налоговых органов, то они обязаны  в десятидневный срок со дня выявления  указанных обстоятельств направить  материалы в соответствующий  налоговый орган для принятия по ним решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённые в курсовой работе исследования позволяют сделать  определённые выводы по тем вопросам, которые были поставлены в начале работы.

Правоотношение - общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями.

Налог -  это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства.

Все налоги связаны с государственным  принуждением. Ни один налогоплательщик не будет добровольно платить  налоги, если данный вопрос не будет  контролироваться государством.

Все налоги можно разделить на две основные категории: прямые и косвенные.

Прямые налоги являются исторически более ранней формой налоговых платежей. В современных условиях к ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

Говоря о налоговых правоотношениях, следует различать такие понятия, как налоговая система и система  налогообложения.

Налоговая система - совокупность взаимосвязанных  налогов, взимаемых в стране, и  методов налогообложения, сбора  и использования налогов, а также  налоговых органов.

Система налогообложения, - это более  узкое понятие. В общих словах, система налогообложения, - это порядок  взимания налогов и контроля за их поступлением.

Таким образом, налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами налогового права, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Особенностью налогового правоотношения является регулирование  правоотношений, возникающих в связи  с взиманием налогов. Кроме этого,  налоговое право выделяет только отношения по однонаправленному  движению денежных средств снизу  вверх - от плательщиков к бюджетам в форме налогов и сборов, то есть, затрагивает вопросы формирования бюджетов различных уровней. Другая особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в  них публичного и частного интересов, в высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости  их от состояния всей финансово-экономической  системы государства и ее места  в мировом хозяйстве.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов:

  1. субъекты налоговых правоотношений;
  2. объекты налоговых правоотношений;
  3. содержание налоговых правоотношений;
  4. предмет налоговых правоотношений.

Согласно действующему в  нашей стране законодательству, выделяют следующих участников налоговых  правоотношений:

  1. Налогоплательщики (плательщики сборов);
  2. Налоговые агенты;
  3. Сборщики налогов и сборов;
  4. Налоговые органы;
  5. Таможенные органы;
  6. Финансовые органы (Министерство Финансов РФ);
  7. Органы внутренних дел.

И конечно же, подводя  итог по проделанной работе нельзя не затронуть вопрос реформирования в РФ налоговой системы.

Начатая в 90-х годах XX века реформа налоговой системы продвигается в основном намеченным путем. Достигнуты огромные результаты в области налогообложения, и если оценить итоги налоговой  реформы, то можно прогнозировать дальнейшие позитивные процессы в экономике  нашего государства. Основная заслуга  налоговой реформы состоит в  том, что она свела практически  до минимума намеченные в 90-х годах XX века противоречия между налогоплательщиками  и государством. В настоящее время  налоговые правоотношения в РФ принимают  всё более цивилизованный характер с учётом норм международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

I

  1. Конституция РФ.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.. 2008.
  3. Гражданский Кодекс РФ. 2010.
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ. 2009.
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ 2010 г.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 10.04.2010 г.
  7. Таможенный Кодекс РФ. 2010.
  8. Закон РФ «О государственной налоговой службе РФ» от 21 июля2009.
  9. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 29 мая 2002 г.
  10. Закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» 28.06.2005.
  11. Постановление Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе»  15 июня 2010.
  12. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 10 ноября 2002 г. №БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008.
  13. Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13 ноября 2003г. №289/БГ-3-29/619 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации»// Официальные документы - 2003.

 

II

  1. Верстова М.Е. Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей// Адвокат. – 2008.
  2.   Гордеева О.В. Разграничение полномочий в сфере налогового регулирования: экономико-правовой анализ// Налоги. - 2008.
  3. Грушко Д.Е. О структуре, признаках и специфике административно-процессуальной деятельности в сфере налоговых отношений// Налоги. - 2008.
  4. Дементьев И.В. Сроки принятия индивидуальных налогово-правовых актов: значение и последствия несоблюдения// Налоги. - 2006.
  5. Затулина Т.Н. Конституционное регулирование налоговых правоотношений// Налоги. - 2007.
  6.   Налоги и налоговое право./Под редакцией Брызгалина А.В. –2007.
  7. Налоговое право. Учебник./Под редакцией Пепеляева С.Г. – 2004.
  8. Петрова Г.В. Налоговое право.  2007.
  9. Финансовое право: Учебник. / Отв. ред. Н.И. Химичева. М, 2003.

Информация о работе Налоговые правоотношения