Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание

Важное место в деятельности государства занимает формирование его бюджета - денежного дохода, необходимого для реализации экономических и социальных программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одним из главных источников формирования бюджета являются налоги, взимаемые с юридических и физических лиц (налогоплательщиков).
Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Работа состоит из  1 файл

1 Налоговое право.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Привлечение плательщиков к налоговой ответственности  не носит тотальный характер. Так, статья 109 НК РФ содержит перечень обстоятельств, наличие хотя бы одного из которых  исключает возможность привлечение  лица к ответственности:

1. отсутствие события  налогового правонарушения;

2. отсутствие вины  лица в совершении налогового  правонарушения;

3. совершение деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, физическим лицом,  не достигшим к моменту совершения  деяния шестнадцатилетнего возраста;

4. истечение сроков  давности привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Рассмотрим каждый пункт  более подробно.

Событие налогового правонарушения – это юридический факт, который  выражается в неправомерном поведении плательщика, в нарушении норм законодательства о налогах и сборах.

Наличие события правонарушения обязан доказать налоговый орган. Если оно не доказано, нет оснований  для привлечения лица к ответственности.

Согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в его пользу.

Важнейшая роль в законодательстве отведена такому фактору как вина налогоплательщика. Статьей 110 НК РФ определено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. И если в отношении физических лиц вопросов не возникает, то по юридическим лицам необходимо уточнить, что вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

Еще одним фактором, определяющим возможность привлечения к ответственности, является срок давности.

Так, согласно пункту 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности, истекли три года.

Статья 112 НК РФ предусматривает  перечень обстоятельств, смягчающих налоговую  ответственность, - это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суды и  налоговые органы имеют право  признавать смягчающими неограниченный круг обстоятельств.

Наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, позволяет суду снизить размер налоговой санкции не менее чем в два раза. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Однако, не стоит забывать о том, что ответственность за налоговое правонарушение может  быть не только смягчена, но и увеличена.

В силу статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Помимо прочего, налогоплательщик должен знать, что согласно пункту 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности  за совершение одного и того же правонарушения.

 

 

Виды налоговых правонарушений.

Общие налоговые правонарушения именуют также налоговыми правонарушениями налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов.

В настоящее время  НК РФ предусмотрено 12 видов налоговых  правонарушений этих субъектов:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

- непредставление налоговой декларации;

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

- неуплата или неполная уплата сумм налога;

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

- неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний;

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;

- неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Специальные налоговые  правонарушения именуют иначе налоговыми правонарушениями банков. Банки (кредитные  организации) - особые субъекты налогового правонарушения. С одной стороны, кредитные организации - такие же налогоплательщики, как и другие юридические лица. С другой стороны, кредитные организации участвуют в системе национального хозяйства страны в роли финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами.

Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена отдельно и закреплена в гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".

Предусмотрено пять видов  налоговых правонарушений этих субъектов:

- нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

- неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

 - неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;

- непредставление налоговым органам сведений о финансово хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.

 

Задача.

Организацией за 2005 г. не были представлены в налоговый орган сведения по выплатам 57 физическим лицам, не состоящим в штате, но получившим в отчетном периоде доход.

Вопрос:

Определите, какую ответственность  несет организация?

Укажите, за неисполнение какой конкретно обязанности  должны применяться меры ответственности и каков порядок их применения.

Ответ:

 

 

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс РФ (часть 1): федер. закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 г.).
  2. Налоговый Кодекс РФ (часть 2): федер. закон РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 г.).
  3. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
  4. Карасев, М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России / М.Н. Карасев. – М.: Вершина, 2004.
  5. Мальцев, В.А. Налоговое право: учебник / В.А. Мальцев. – М.: Академия, 2004
  6. Евтушенко, В.Ф. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений / В.Ф. Евтушенко; под ред. И.И. Кучерова. – М., 2006.
  7. Крохина, Ю.А. Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  8. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / Т.Ф. Юткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
  9. Налоговое право: конспект лекций / авт.-сост. В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, А.В. Чуркин. – М.: Приор-издат, 2004.
  10. Глебов, Д.А. Налоговые преступления и налоговая преступность / Д.А. Глебов, А.И. Ролик. – СПб., 2005.

 




Информация о работе Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности. Налоговое правонарушение как основание налоговой ответственности